Требуется ли разрешение со стороны государственных органов для осуществления российскими инвесторами инвестиций в виде вклада в уставный капитал иностранной компании за рубежом?

Согласно п.10 ст.1 Закона Российской Федерации от 09.10.1992 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" (в ред. от 30.12.2001) прямые инвестиции, т.е. вложения в уставный капитал организации с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении организацией, относятся к валютным операциям, связанным с движением капитала, на осуществление которых требуется разрешение Банка России. В соответствии с п.2.2 Положения Банка России от 21.12.2000 N 129-П "О выдаче территориальными учреждениями Центрального банка Российской Федерации разрешений юридическим лицам - резидентам на осуществление отдельных видов валютных операций, связанных с движением капитала" (в ред. от 10.09.2001) для получения разрешения юридические лица - резиденты направляют в территориальные учреждения по месту своей государственной регистрации заявление в произвольной форме, содержащее сведения о юридическом лице - резиденте, о нерезиденте, об основных условиях валютной операции, в том числе реквизиты валютных счетов, через которые будет осуществляться валютная операция.
Кроме того, указанные организации предоставляют комплект документов, перечисленных в Приложении N 3 и в п.4 Приложения N 4 Положения N 129-П, а именно:
нотариально заверенные копии учредительных документов юридического лица - резидента;
нотариально заверенная копия документа о государственной регистрации юридического лица - резидента;
оригинал справки из налогового органа, в котором юридическое лицо - резидент состоит на учете в качестве налогоплательщика, об открытых валютных счетах в уполномоченных банках;
оригиналы справок из уполномоченных банков, в которых у юридического лица - резидента открыты валютные счета (с указанием реквизитов этих счетов), об отсутствии задолженности по поступлению валютной выручки;
копию справки из соответствующего государственного органа по статистике о присвоении кодов юридическому лицу - резиденту;
обоснование проведения операции, подписанное руководителем юридического лица - резидента и заверенное печатью;
копию положительного заключения Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации;
оригинал справки из налогового органа об отсутствии у юридического лица - резидента задолженности по платежам в бюджеты и об отсутствии неустраненных нарушений налогового законодательства;
оригинал справки из уполномоченного банка, через который будут осуществляться валютные операции, о достаточности средств в иностранной валюте на счете для осуществления перевода.
Заявление и комплект документов направляются в территориальное учреждение на имя начальника (заместителя начальника) территориального учреждения заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо сдаются под расписку уполномоченному сотруднику территориального учреждения. Территориальные учреждения проверяют полноту представленного комплекта документов, правильность их оформления, а также соответствие сведений, содержащихся в заявлении и в представленных документах, требованиям Положения N 129-П. Срок рассмотрения заявок и принятия решений о выдаче разрешения не должен превышать 20 рабочих дней, следующих за датой поступления заявления и всех необходимых документов в территориальное учреждение. Разрешение выдается в двух экземплярах и подписывается начальником территориального учреждения или его заместителем, подписи заверяются гербовой печатью. Первый экземпляр разрешения на осуществление валютной операции направляется юридическому лицу - резиденту заказным почтовым отправлением либо выдается на руки под расписку лицу, имеющему доверенность от юридического лица - резидента. Второй экземпляр разрешения на осуществление валютной операции направляется заказным почтовым отправлением уполномоченному банку, через который юридическое лицо - резидент предполагает осуществлять расчеты по данной валютной операции, либо выдается на руки имеющему доверенность от уполномоченного банка.
Территориальные учреждения отказывают юридическим лицам - резидентам в выдаче разрешения при наличии одного из следующих оснований:
валютная операция, с просьбой о выдаче разрешения на осуществление которой обращается юридическое лицо - резидент, осуществлена;
представленный юридическим лицом - резидентом в территориальное учреждение Банка России комплект документов не отвечает требованиям Положения N 129-П либо законодательства Российской Федерации;
в представленном юридическим лицом - резидентом комплекте документов содержится недостоверная информация;
документы, необходимые для получения разрешения на осуществление валютной операции, направлены юридическим лицом - резидентом в территориальное учреждение после возникновения обязательств по осуществлению данной валютной операции;
у юридического лица - резидента имеются неисполненные предписания органа валютного регулирования и валютного контроля по устранению нарушений валютного законодательства Российской Федерации, нормативных актов Банка России, лицензий (разрешений) Банка России;
у юридического лица - резидента имеется задолженность по платежам в бюджеты и внебюджетные фонды при отсутствии ходатайства о выдаче разрешения соответствующих государственных органов, ответственных за сбор указанных платежей.
В случаях принятия территориальным учреждением решения об отказе в выдаче разрешения (дополнения к разрешению) территориальное учреждение в течение 20 рабочих дней, следующих за датой поступления заявления и документов юридического лица - резидента, направляет заявителю письменное уведомление об отказе в выдаче разрешения (дополнения к разрешению) с указанием причин отказа.
Согласно п.1 ст.4 Закона РСФСР от 26.06.1991 N 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" (с изменениями от 25.02.1999), действующего в части, не противоречащей нормам Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (в ред. от 02.01.2000), граждане и юридические лица России вправе осуществлять инвестиционную деятельность за рубежом в соответствии с настоящим Законом, законодательством иностранных государств и международными соглашениями. В настоящее время ни указанный Закон, ни какие-либо иные действующие законодательные акты России не содержат порядка осуществления инвестиционной деятельности за рубежом российскими инвесторами.
Указ Президента Российской Федерации от 15.11.1991 N 213 "О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР" устанавливал, что осуществление инвестиций за рубежом, включая покупку ценных бумаг, юридическими лицами, зарегистрированными на территории РСФСР, и советскими гражданами производится по лицензиям в порядке, определяемом Правительством РСФСР. В соответствии с этим Указом Минторгом России была утверждена Инструкция согласования целесообразности осуществления инвестиций за рубежом юридическими и физическими лицами Российской Федерации (Приказ Минторга России от 09.07.1999 N 318), предусматривающая обязательное представление в Минторг России специального комплекта документов при создании юридического лица за рубежом. Комплект в том числе включал технико - экономическое обоснование целесообразности осуществления российских инвестиций за рубежом. Однако Указ N 213 утратил силу с изданием Указа Президента Российской Федерации от 23.12.2000 N 2061 "О признании утратившими силу некоторых актов Президента РСФСР и Президента Российской Федерации", а иные действующие нормативные акты России не закрепляют обязанности российских инвесторов по согласованию с государственными органами осуществления инвестиций в виде вклада в уставный капитал иностранной компании. Кроме того, Минторг России ликвидирован, его функции частично переданы вновь созданному Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации. Однако полномочия последнего не включают выдачу соответствующих разрешений на осуществление инвестиций за рубежом (Постановление Правительства Российской Федерации от 05.07.2000 N 488 "Вопросы Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации").
Таким образом, в настоящее время действующим законодательством России не закреплена обязанность согласования российскими инвесторами с каким-либо государственным органом осуществления инвестиций в виде вклада в уставный капитал иностранной компании за рубежом.
В.Саладзе
Юрист
Подписано в печать
09.12.2002
"Финансовая газета", 2002, N 50

Кто должен производить начисление ЕСН по договору, заключенному с индивидуальным предпринимателем, если по данному договору вид осуществляемой деятельности не указан в свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также