Положением о порядке оплаты труда бюджетного учреждения предусмотрена выплата материальной помощи к отпуску в размере месячного содержания работника. Будет ли учитываться эта сумма при расчете отпускных?

Порядок исчисления среднего заработка для оплаты отпусков в 2000 - 2001 гг. регулировался Постановлением Минтруда России от 17.05.2000 N 38 (далее - Постановление). Действие Постановления на 2002 г. продлено Распоряжением Правительства от 21.11.2001 N 1552-р.
В соответствии с п.13 Порядка исчисления среднего заработка для оплаты отпусков (далее - Порядок), утвержденного Постановлением, для работников организаций, находящихся на бюджетном финансировании, материальная помощь, оказываемая всем или большинству работников, учитывается при исчислении среднего заработка в размере 1/12 от начисленной суммы с начала года на момент наступления события за каждый месяц расчетного периода.
Для работников других организаций при исчислении среднего заработка учитывается материальная помощь (в том числе к ежегодному отпуску независимо от срока его предоставления), оказываемая всем или большинству работников на основании приказа по организации, начисленная в расчетном периоде.
Однако при применении Постановления следует иметь в виду, что с 1 февраля 2002 г. введен в действие Трудовой кодекс РФ (далее - ТК РФ), ст.139 которого также регулирует порядок исчисления средней заработной платы.
Согласно ч.1 ст.423 ТК РФ действующие на территории РФ законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат ТК РФ. Поэтому положения Порядка применяются с указанной даты в части, не противоречащей ст.139 ТК РФ.
Статья 139 ТК РФ содержит важное положение о том, что для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации независимо от источников этих выплат. Это означает, с одной стороны, что Перечень выплат, учитываемых при исчислении среднего заработка, приведенный в приложении к Порядку, может быть расширен.
Если системой оплаты труда, действующей в организации, предусмотрены выплаты, не упомянутые в Перечне, то они принимаются для исчисления среднего заработка на основании ст.139 ТК РФ. С другой стороны, возможно, некоторые выплаты могут быть исключены из расчета среднего заработка, поскольку не связаны с системой оплаты труда.
Анализ судебной и арбитражной практики, а также иных правовых источников показывает, что по вопросу о том, может ли входить материальная помощь, оказываемая работникам, в систему оплаты труда организации, у специалистов не сложилось единого мнения.
Так, из Решения Верховного Суда РФ от 17.07.2000 N ГКПИ 00-315 (по жалобе о признании недействительным п.19 Инструкции "О порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера", утвержденной Приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 N 2, в части невключения материальной помощи в состав заработка, на который начисляются надбавки и коэффициенты к заработной плате) следует, что в соответствии с нормами ст.ст.78, 80, 83, 84 Кодекса законов о труде РФ и другими положениями действующего законодательства РФ материальная помощь не входит в состав заработка, в частности, потому, что она носит, в отличие от заработка, лишь разовый характер и обусловлена только финансово - экономическим положением предприятия.
Аналогичное мнение высказывается в неофициальных разъяснениях должностных лиц Минтруда России.
В противоречие с приведенным утверждением Верховного Суда РФ вступает мнение ФАС ВСО по делу от 05.06.2000 N А33-11269/99-С3/ФО2-957/00-С1. В Постановлении арбитражного суда округа указано, что, рассматривая вопрос о начислении страховых взносов на денежные выплаты работникам банка, Арбитражный суд Красноярского края обоснованно пришел к выводу, что материальная помощь работникам банка предусмотрена системой оплаты труда банка.
К аналогичному выводу пришел ФАС СЗО по делу от 26.05.1999 N А42-1215/99-11. Он указал, что в состав затрат на оплату труда может быть отнесена материальная помощь, фактически носящая характер выплат стимулирующего характера по системным положениям.
По нашему мнению, по данному вопросу необходимо руководствоваться прежде всего положениями Трудового кодекса РФ. В ст.139 ТК РФ оговорено, что расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы. Под заработной платой понимается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера (ст.129 ТК РФ).
Таким образом, исходя из положений ст.139 ТК РФ, понимаемых в системной взаимосвязи с определением заработной платы в ст.129 ТК РФ, при расчете среднего заработка должны учитываться выплаты стимулирующего и компенсационного характера. При этом по смыслу нормы ст.129 ТК РФ в состав заработной платы включаются стимулирующие выплаты без каких-либо ограничений по размеру.
В соответствии с ч.2 ст.144 ТК РФ порядок и условия применения стимулирующих и компенсационных выплат (доплат, надбавок, премий и других) в организациях, финансируемых из федерального бюджета, определяются Правительством РФ, в организациях, финансируемых из бюджета субъекта Российской Федерации, - органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, а в организациях, финансируемых из местного бюджета, - органами местного самоуправления. Системы оплаты труда работникам организаций, действующих за счет бюджетного финансирования, устанавливаются в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами (ст.135 ТК РФ).
Согласно ст.143 ТК РФ оплата труда работников организаций, финансируемых из бюджетов, осуществляется на основе тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки, устанавливаемой в соответствии со ст.2 Федерального закона от 25.10.2001 N 139-ФЗ "О тарифной ставке (окладе) первого разряда единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы" (ранее Федеральный закон от 04.02.1999 N 22-ФЗ) Правительством РФ.
Кроме того, системы оплаты труда бюджетным организациям устанавливаются специальными нормативными правовыми актами. Так, в соответствии с п.3 Указа Президента РФ от 09.04.1997 N 310 "О денежном содержании федеральных государственных служащих" федеральным государственным служащим выплачивается материальная помощь.
Аналогичное положение содержится в п.3 Постановления Правительства РФ от 30.12.2000 N 1027 "Об упорядочении условий оплаты труда работников отдельных органов федеральных органов исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства".
Исходя из приведенных положений нормативно - правовых актов Президента РФ и Правительства РФ материальная помощь входит в систему оплаты труда федеральных государственных служащих.
На основании вышеизложенного, если оказание материальной помощи работникам бюджетного учреждения предусмотрено нормативно - правовым актом, регулирующим оплату труда учреждений данного вида, такая материальная помощь должна учитываться при расчете средней заработной платы, в том числе для оплаты отпусков в соответствии со ст.139 ТК РФ.
А.Кузнецов
Подписано в печать
10.11.2002
"АКДИ "Экономика и жизнь", 2002, N 11

...Губернатором области издано постановление, по которому предприниматель должен установить оплату труда работникам по трудовым договорам не ниже прожиточного минимума. В регионе он составляет около 2000 руб. Налоговая инспекция требует, чтобы в трудовых договорах был указан оклад, равный прожиточному минимуму, ссылаясь на постановление губернатора. Правомерно ли это?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также