Каков порядок применения акцизов на табачные изделия?

В настоящее время ст.193 Налогового кодекса Российской Федерации установлена дифференциация ставок акцизов на сигареты с фильтром в зависимости от их принадлежности к классам по ГОСТ 3935-81.
Однако с 2003 г. вводится в действие новый ГОСТ 3935-2000 "Сигареты. Общие технические условия", который не предусматривает разделения сигарет по классам. Поэтому введение в действие данного ГОСТа требует внесения изменений в законодательство по акцизам в части отмены ставки акциза на сигареты с фильтром в зависимости от принадлежности к классам.
В связи с этим проектом федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах", внесенным 2 апреля т.г. Правительством Российской Федерации на рассмотрение в Государственную Думу, для целей применения акциза предлагается деление сигарет на две группы (сигареты с фильтром и сигареты без фильтра) и установление комбинированных ставок акцизов, состоящих из специфической и адвалорной составляющих.
Наличие в ставке акциза двух компонентов - специфического в рублях (в среднем, не ниже фактически действующей ставки) и адвалорного в процентах (от отпускной цены без учета налогов) позволит обеспечить поступления от акцизов в бюджет на уровне, имеющемся в настоящее время. Более того, взимание акцизов по комбинированным ставкам может способствовать выравниванию налоговой нагрузки в цене различных марок сигарет без существенного роста цен на относительно дешевые марки сигарет массового потребления.
Так, в настоящее время удельный вес акциза в цене сигарет относительно дешевых марок значительно выше, чем в цене сигарет более дорогих марок. Например, доля акциза в розничной цене сигарет "Космос" составляет около 15%, "Союз - Аполлон" - около 9%, в то время как в цене сигарет "Мальборо" доля акциза составляет всего 3%, а "Парламента" - только 2%. В случае индексации действующих специфических ставок акциза данное положение сохранится, что представляется необоснованным. При этом, по данным Минэкономразвития России, увеличение фактически действующей специфической ставки акциза (39,2 руб. за 1000 штук) на 70% может привести к росту цен на сигареты дорогих марок на 1 - 2%, а на сигареты дешевых марок - на 7 - 8%. В связи с этим дальнейшее применение специфических ставок акцизов на сигареты может способствовать сокращению производства более дешевых марок сигарет широкого потребления по сравнению с дорогими марками и, как следствие, возможному росту контрабандных поставок сигарет более дешевых марок из государств СНГ. Кроме того, снижение производства сигарет массового спроса создаст условия для сокращения поступлений в доход бюджета не только акцизов, но и других налогов, уплачиваемых производителями таких сигарет.
В целях сокращения возможного уклонения от уплаты акцизов по комбинированным ставкам через занижение отпускных цен предлагается установить минимальный размер адвалорной составляющей на уровне 5%. Так, на сигареты с фильтром предусматривается установить ставку акциза в размере 50 руб. за 1000 штук + 5% от отпускной цены, а на сигареты без фильтра - 19 руб. за 1000 штук + 5% от отпускной цены.
Что касается распределения доходов от акцизов на табачную продукцию между бюджетами разных уровней, то данный вопрос будет решаться при подготовке и рассмотрении проекта федерального бюджета на 2003 г.
Подписано в печать Департамент налоговой политики
13.09.2002 Минфина России
"Финансы", 2002, N 9

Каков порядок применения акциза по маслу для двигателей, ввозимому на территорию Российской Федерации в упаковке, неотделимой от этого подакцизного товара до его потребления?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также