...ТК РФ вменяет в обязанности работодателя санитарно - бытовое и лечебно - профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда . В каком порядке для целей налогообложения прибыли учитываются расходы на организацию указанного обслуживания работников?

В соответствии с пп.7 п.1 ст.264 НК РФ расходами в целях налогообложения признаются затраты по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности, предусмотренных законодательством РФ. Обязанности работодателя по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности предусмотрены Трудовым кодексом РФ, в том числе и ст.223 ТК РФ.
Согласно названной статье организация санитарно - бытового и лечебно - профилактического обслуживания работников в целях обеспечения безопасных условий и охраны труда производится в соответствии с требованиями охраны труда.
Следовательно, в состав расходов, учитываемых по пп.7 п.1 ст.264 НК РФ, для целей налогообложения прибыли могут быть включены затраты только на те мероприятия, проведение которых прямо предусмотрено законодательством.
Как правило, требования охраны труда содержатся в ведомственных и межведомственных нормативных актах. Поэтому понятие "оказание медицинской помощи" определяется применительно к каждому предприятию в зависимости от специфики отрасли и наличия нормативных актов, регламентирующих соответствующие медицинские мероприятия.
Например, проведение периодических медицинских осмотров работников различных отраслей производится в соответствии с Временным перечнем работ, при выполнении которых обязательны предварительные и периодические медицинские осмотры работников, утвержденным Приказом Минздравмедпрома России от 14 марта 1996 г. N 90.
Следовательно, если медицинский осмотр работников предприятия проводится в соответствии с требованиями названного Перечня, то расходы на его проведение безусловно должны быть включены в состав расходов, учитываемых для целей налогообложения прибыли по пп.7 п.1 ст.264 НК РФ.
Кроме того, следует учитывать, что расходы по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности сгруппированы в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (ст.264 НК РФ). Поэтому они должны носить производственный характер, т.е. быть непосредственно связаны с производственным процессом.
В связи со сказанным затраты на мероприятия по профилактике заболеваемости персонала, например гриппом, в состав расходов на обеспечение нормальных условий труда, учитываемых при налогообложении прибыли, не включаются.
Затраты на мероприятия по профилактике заболеваемости работников могут учитываться по пп.7 п.1 ст.264 НК РФ только в том случае, если такие мероприятия обусловлены спецификой деятельности предприятия. При этом проведение таких мероприятий должно быть предписано соответствующим нормативным актом.
Заметим, что в соответствии с положениями ст.252 НК РФ расходами, уменьшающими налогооблагаемую прибыль, признаются документально подтвержденные и экономически обоснованные затраты, понесенные предприятием. При этом перечень расходов, связанных с производством и реализацией, установленных ст.264 НК РФ, не является закрытым.
Поэтому если предположить, что на основании проведенных расчетов предприятие докажет, что затраты на профилактику гриппа приводят к снижению заболеваемости работников и соответственно к увеличению экономических выгод (например, к увеличению выпуска продукции), то, скорее всего, такие затраты будут учитываться для целей налогообложения по пп.47 п.1 ст.264 "Другие расходы, связанные с производством и реализацией" НК РФ.
"Установленные нормы" для оборудования санитарно - бытовых помещений и помещений для оказания медицинской помощи содержатся в Строительных нормах и правилах 2.09.04-87 "Административные и бытовые здания" (далее - СНиП).
С названными СНиП можно ознакомиться в сети Интернет на сайте www.vashdom.ru.
В соответствии с п.2.4 СНиП к санитарно - бытовым помещениям относятся: гардеробные, душевые, умывальные, курительные, уборные, места для размещения полудушей, устройств питьевого водоснабжения, помещения для обогрева или охлаждения, обработки, хранения и выдачи спецодежды. Допускается предусматривать иные санитарно - бытовые помещения и оборудование в соответствии с ведомственными нормативными документами.
К помещениям здравоохранения относятся здравпункты, медпункты, помещения личной гигиены женщин, парильные (сауны), а по ведомственным нормам - помещения для ингаляториев, фотариев, ручных и ножных ванн, а также помещения для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки (п.2.26 СНиП).
Нормы по оборудованию помещений здравоохранения установлены в зависимости от численности работающих на предприятии.
Например, на предприятиях со списочной численностью более 300 человек обязателен фельдшерский здравпункт (п.2.27 СНиП); от 50 до 300 человек - медицинский пункт (п.2.30 СНиП). Установлены также нормы по составу и площади названных помещений здравоохранения (таблицы 8 и 9 СНиП).
Таким образом, расходы на содержание помещения для оказания медицинской помощи и выплату заработной платы медперсоналу должны включаться в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, в пределах норм, установленных СНиП.
Комнаты отдыха и психологической разгрузки рекомендовано размещать при гардеробных и здравпунктах либо в определенных случаях на открытых площадках, свободных от производственной деятельности (п.2.44 СНиП).
В них могут быть предусмотрены при необходимости устройства для приготовления специальных тонизирующих напитков и места для занятий физкультурой. Уровень звукового давления в таких помещениях не должен превышать 65 дБА, нормы площади установлены в количестве 0,9 кв. м на одного человека (табл. 10 СНиП).
Подписано в печать М.Васильева

28.05.2002 "Экономико-правовой бюллетень", 2002, N 6

Предприятие заключило договор безвозмездного пользования автотранспортом с физическим лицом - непредпринимателем . Как в бухгалтерском и налоговом учете предприятия отражать затраты по договору ?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также