В соответствии с действующими Правилами аудиторской деятельности аналитическая часть аудиторского заключения передается только исполнительному органу аудируемой организации. В каких случаях такие материалы могут быть переданы иным заинтересованным лицам ?

"Аудиторское заключение представляет собой официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству РФ" (ст.10 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности").
Форма, содержание и порядок представления аудиторского заключения должны определяться федеральными Правилами (стандартами) аудиторской деятельности.
Статьей 9 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" определено, что такие Правила (стандарты) утверждаются Правительством РФ. При этом данная статья вступает в силу по истечении одного года с момента вступления в силу самого Закона, то есть с 9 сентября 2002 г. До истечения этого срока в соответствии с п.3 Постановления Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. N 80 продолжают действовать прежние Правила (стандарты) аудиторской деятельности.
Таким образом, в части порядка оформления и представления аудиторского заключения в настоящее время пока продолжает действовать Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности", одобренное Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 9 февраля 1996 г., Протокол N 1.
В соответствии с п.4.1 данного Правила (стандарта) аудиторское заключение должно состоять из трех частей: вводной, аналитической и итоговой. В вводной части отражаются общие сведения об аудиторской фирме, "аналитическая часть представляет собой отчет аудиторской фирмы экономическому субъекту об общих результатах проверки состояния внутреннего контроля, бухгалтерского учета и отчетности экономического субъекта, а также соблюдения экономическим субъектом законодательства при совершении финансово - хозяйственных операций", а в итоговой части представляется мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
Аудиторское заключение передается аудируемому лицу (экономическому субъекту).
При этом согласно указанному выше Правилу (стандарту) аудиторская фирма должна представить экономическому субъекту не менее двух первых экземпляров аудиторского заключения, в том числе:
- не менее одного экземпляра в составе вводной, аналитической и итоговой частей с приложением бухгалтерской отчетности, явившейся объектом аудита;
- не менее одного экземпляра в составе вводной и итоговой частей с приложением бухгалтерской отчетности, явившейся объектом аудита, - для предоставления заинтересованным пользователям, включая налоговые органы.
Таким образом, исходя из действующих на настоящий момент Правил (стандартов) аудиторской деятельности, аналитическая часть аудиторского заключения представляется только исполнительному органу, осуществляющему функцию управления экономическим субъектом (см. п.4.4.4 упомянутого выше Правила (стандарта)). Исходя из смысла данного Стандарта, иным заинтересованным пользователям (учредителям, налоговым органам и т.п.) аналитическая часть аудиторского заключения может передаваться только с согласия исполнительного органа аудируемого экономического субъекта.
В ситуации с налоговыми органами необходимо учитывать следующие обстоятельства.
Налоговые органы (как и органы налоговой полиции) могут затребовать (или даже в установленных законом случаях изымать) документацию и информацию, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов (ст.31 части первой НК РФ). При этом в объем и состав документов, подлежащих к изъятию у предприятий, организаций и граждан, включаются: первичные документы, денежные документы, планы, сметы, декларации и иные документы, связанные с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также другие справочные материалы и расчеты, за исключением документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, определенную в установленном законодательством порядке (п.2 Инструкции Минфина РСФСР от 26 июля 1991 г. N 16/176 "О порядке изъятия должностным лицом Государственной налоговой инспекции документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии иных объектов от налогообложения у предприятий, учреждений, организаций и граждан").
Однако аналитическая часть аудиторского заключения не относится к указанным выше документам и источникам информации. В соответствии с п.4 ст.82 части первой НК РФ такого рода информация является профессиональной тайной (аудиторской тайной) и ее использование недопустимо при осуществлении налогового контроля.
В то же время, если совершенное юридическим или физическим лицом налоговое правонарушение подпадает под действие Уголовного кодекса РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (в действующей редакции) в части преступлений в сфере экономической деятельности, государственные органы, проводящие дознание (согласно ст.117 Уголовно - процессуального кодекса РСФСР (УПК РФ) от 27 октября 1960 г. (в действующей редакции) к ним относятся и органы налоговой полиции), могут производить выемку любых необходимых им документов (ст.167 УПК РФ). Причем если эти документы содержат сведения, являющиеся государственной тайной, то их выемка может производиться только с санкции прокурора или его заместителя в порядке, согласованном с руководителем проверяемого предприятия.
Что касается представления аналитической части аудиторского заключения учредителям (участникам) юридического лица, то здесь также необходимо обратить внимание на следующие обстоятельства.
Во-первых, обязанность представления данной информации учредителям аудируемого лица может быть заложена уже в договоре на проведение аудиторской проверки. То есть в этой ситуации сама аудиторская фирма обязана передать учредителям все три части аудиторского заключения. Данный вариант не исключен и в том случае, когда такая обязанность предусмотрена действующим законодательством (например, при проверках государственных унитарных предприятий).
Во-вторых, обязанность представления учредителям документов предусмотрена действующим законодательством. Так, в соответствии со ст.91 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (с последующими изменениями) предприятие обязано обеспечить акционерам доступ к ряду документов, перечисленных в ст.89 данного Закона. В этом перечне конкретно не отмечена аналитическая часть аудиторского заключения. Однако в нем присутствует формулировка "и иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) общества, органов управления общества, а также документы, предусмотренные правовыми актами РФ".
Таким образом, обязанность предоставления учредителям всех материалов аудиторской проверки может быть установлена также уставом общества или решениями общего собрания акционеров, совета директоров, органов управления обществом.
Если таких решений не принято, общество не обязано предоставлять учредителям какие-либо иные материалы аудиторской проверки, за исключением итоговой части аудиторского заключения.
Подписано в печать Консалтинговое агентство "Советник"

08.05.2002 "Консультант Бухгалтера", 2002, N 6

...На балансе предприятия числится гостиница. Здание гостиницы было переоборудовано. Согласно ПБУ 6/01 такого рода затраты должны быть отнесены на увеличение первоначальной стоимости здания гостиницы с пересчетом ежемесячной суммы амортизации. Следует ли нам регистрировать изменение стоимости объекта недвижимости в органах юстиции?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также