Распространяются ли на Постоянное представительство Международного банка реконструкции и развития положения пп.7 п.1 ст.164 НК РФ и других нормативных актов, применяемых в отношении дипломатических и приравненных к ним представительств?

В соответствии с пп.7 п.1 ст.164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации "товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами иностранных государств или для личного пользования дипломатического или административно - технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей.
Реализация товаров (выполнение работ, оказание услуг), указанных в настоящем подпункте, подлежит налогообложению по ставке 0 процентов в случаях, если законодательством иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении дипломатических и приравненных к ним представительств Российской Федерации, дипломатического и административно - технического персонала этих представительств (включая проживающих вместе с ними членов их семей), либо если такая норма предусмотрена в международном договоре Российской Федерации".
Статус дипломатического или приравненного к нему представительства определятся не объемом предоставляемых льгот, привилегий, в частности налоговых освобождений, и иммунитетов, а выполнением определенных функций и задач, для осуществления которых необходимы дипломатические полномочия.
В частности, возлагаемые на дипломатические представительства функции определены ст.3 Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г.
Статьи Соглашения о Международном банке реконструкции и развития (далее - Соглашение о МБРР) не содержат положений, предусматривающих выполнение МБРР функций дипломатического представительства, в связи с чем МБРР не может рассматриваться в качестве дипломатического или приравненного к нему представительства.
Норма пп.7 п.1 ст.164 НК РФ применяется в отношении представительств "иностранных государств". МБРР не является организацией, имеющей какую-либо национальную принадлежность, а его представительство не является представительством "иностранных государств".
Кроме того, в соответствии пп.7 п.1 ст.164 НК РФ вышеуказанная норма применяется на условиях взаимности.
В настоящее время только в отношении части дипломатических и приравненных к ним представительств "нулевая ставка" применяется без ограничений. Большая часть представительств иностранных государств, так же как и представительства Российской Федерации в этих странах, пользуется "нулевой ставкой" с существенными ограничениями, а в отношении ряда государств "нулевая ставка" вообще не применяется.
Таким образом, наличие дипломатического статуса представительства не означает само по себе автоматического применения "нулевой ставки" налога на добавленную стоимость.
Вместе с тем в соответствии со ст.7 НК РФ в случае, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила, чем предусмотренные Налоговым кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
На территории Российской Федерации МБРР действует в соответствии с положениями Соглашения о МБРР и Соглашения между Правительством Российской Федерации и Международным банком реконструкции и развития о Постоянном представительстве Международного банка реконструкции и развития в Российской Федерации от 29 сентября 1996 г.
Согласно разд.9 ст.VII Соглашения о МБРР и ст.VI Соглашения о Постоянном представительстве МБРР в Российской Федерации сам Банк и его представительство, их активы, имущество, доходы, а также операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения о МБРР, освобождаются от любого налогообложения, а также от обязанностей по сбору или уплате любых налогов и пошлин.
Из указанных формулировок следует, что все операции и сделки МБРР и его Постоянного представительства по самостоятельному, помимо Налогового кодекса РФ, основанию не подлежат любому налогообложению, в том числе освобождаются от налога на добавленную стоимость.
В случае если реализация Банку товаров (работ, услуг) по каким-либо причинам невозможна без налога на добавленную стоимость, например приобретение товаров через розничную торговлю за наличный расчет, то уплаченные суммы налога на добавленную стоимость могут быть возвращены Банку налоговыми органами с использованием процедур, применяемых при возмещении налога на добавленную стоимость дипломатическим представительствам.
Подписано в печать Н.Е.Орлова

10.04.2002 "Налоговые известия Московского региона", 2002, N 4

В каких случаях к международным организациям применяются положения Конвенции о правовом статусе, привилегиях и иммунитетах межгосударственных экономических организаций, действующих в определенных областях сотрудничества, от 05.12.1980 в части освобождения от налога на добавленную стоимость?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также