Как Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях регулирует вопросы обязательного пенсионного страхования?

На основании ст.14 Федерального закона от 15 декабря 2002 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи, то есть лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе и организации, обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с соответствующим начислением и перечислением страховых взносов.
В соответствии с ч.5 ст.28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренные ст.ст.15.3, 15.4, ч.1 ст.15.6, ч.1 ст.15.7, ст.15.8 (в части административных правонарушений, связанных с перечислением сумм взносов в соответствующие государственные внебюджетные фонды) Кодекса об административных правонарушениях, вправе составлять должностные лица государственных внебюджетных фондов.
Данная норма соответствует положениям ст.24 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", предусматривающей порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов страхователями, а также соответствует пп.4 п.1 ст.11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", в соответствии с которым должностные лица органов Пенсионного фонда Российской Федерации вправе налагать штрафы.
В соответствии со ст.27 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании предусмотрена за:
- нарушение установленного срока регистрации в органах страховщика, - влечет взыскание штрафа в размере от пяти тысяч рублей до десяти тысяч рублей;
- неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий, - влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченных сумм страховых взносов. Данное деяние, совершенное умышленно, - влечет взыскание штрафа в размере 40 процентов неуплаченных сумм страховых взносов;
- неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом это лицо должно было сообщить в орган Пенсионного фонда Российской Федерации, - влечет взыскание штрафа в размере 1000 руб. Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, - влекут взыскание штрафа в размере 5000 руб.
Статьей 26 вышеназванного Федерального закона определено, что в случае уплаты страхователями причитающихся сумм страховых взносов в более поздние сроки по сравнению с установленными законом сроками начисляются пени в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов.
Привлечение страхователя - юридического лица к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, предусмотренной ст.27 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", не освобождает от предусмотренной административной ответственности должностных лиц этих организаций, так как вина юридического лица и вина конкретного работника являются разными по содержанию составов правонарушений и субъектами административных правонарушений, предусмотренных ст.ст.15.3, 15.4, ч.1 ст.15.6, ч.1 ст.15.7, ст.15.8, являются должностные лица.
При выявлении правонарушения уполномоченный орган ПФР вправе одновременно привлекать к ответственности, налагать штрафные санкции как на юридическое лицо, так и на должностное лицо.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица (законными представителями юридического лица в соответствии с Кодексом является его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица, полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющие его служебное положение), в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему (потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред) по их просьбе вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Суммы штрафов, взыскиваемых органами Пенсионного фонда в соответствии со ст.27 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат зачислению в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, так как в соответствии со ст.17 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" источниками поступления денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования являются также штрафные санкции и пени.
Подписано в печать
02.04.2002
"Финансы", 2002, N 4

...В связи с введением в 2002 г. Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" сохраняется ли льгота по инвалидам i, ii и iii групп и стипендии аспирантов по ЕСН? Следует ли уплачивать взносы по обязательному пенсионному страхованию в зависимости от возраста по инвалидам i, ii и iii групп и аспирантов, получающих стипендию?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также