Имеет ли право руководитель аудируемой организации при подписании договора требовать от аудиторской фирмы представления расчета уровня существенности и аудиторского риска в свете положений аналогичного Стандарта аудиторской деятельности?

Под аудиторской деятельностью (аудитом) понимается предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (аудируемых лиц) (ст.1 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон об аудиторской деятельности)).
То есть аудиторская проверка должна подтвердить достоверность бухгалтерского учета и отчетности. В свою очередь под достоверностью бухгалтерского учета и отчетности во всех существенных аспектах понимается такая степень точности показателей бухгалтерской отчетности, при которой квалифицированный пользователь этой отчетности оказывается в состоянии делать на ее основе правильные выводы и принимать правильные экономические решения. При этом существенность информации - это ее свойство, которое делает ее способной влиять на экономические решения разумного пользователя такой информации.
Аудиторы обязаны принимать во внимание две стороны существенности в аудите: качественную и количественную. С качественной точки зрения аудитор должен использовать свое профессиональное суждение для того, чтобы определить, носят или не носят существенный характер отмеченные в ходе проверки отклонения порядка совершенных экономическим субъектом финансовых и хозяйственных операций от требований нормативных актов, действующих в Российской Федерации. Соответственно, с количественной точки зрения аудитор должен оценить, превосходят ли по отдельности и в сумме обнаруженные отклонения количественный критерий - уровень существенности, с которым непосредственно связано понятие аудиторского риска.
Под уровнем существенности понимается то предельное значение ошибки бухгалтерской отчетности, начиная с которой квалифицированный пользователь этой отчетности с большой степенью вероятности не сможет делать на ее основе правильные выводы и принимать правильные экономические решения.
Соответственно, риск аудитора (аудиторский риск) означает вероятность того, что бухгалтерская отчетность экономического субъекта может содержать не выявленные в ходе аудиторской проверки существенные ошибки и (или) искажения после подтверждения ее достоверности, или признать, что она содержит существенные искажения, когда на самом деле таких искажений в бухгалтерской отчетности нет.
Порядок определения уровня существенности и аудиторского риска установлен Правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Существенность и аудиторский риск", одобренном Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 22 января 1998 г. Протоколом N 2 (действует до принятия Правительством РФ новых Правил (стандартов) аудиторской деятельности в соответствии с Законом об аудиторской деятельности).
Таким образом, можно утверждать, что определение уровня существенности и степени аудиторского риска является внутренним рабочим моментом деятельности аудитора. Ни Законом об аудиторской деятельности, ни указанным выше Стандартом не предусмотрена обязанность представления таких сведений аудируемому лицу. Статьей 6 Закона об аудиторской деятельности определено право этого лица получать от аудиторской организации или индивидуального аудитора лишь информацию о законодательных и нормативных актах РФ, на которых основываются выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора. Производить же проверку (контроль) качества аудиторских проверок (в т.ч. правильность определения уровня существенности и аудиторского риска) может только уполномоченный федеральный орган (пока он еще не определен, но скорее всего им станет Минфин России) либо своими силами, либо делегировать право проведения таких проверок профессиональным аудиторским объединениям (ст.14 Закона об аудиторской деятельности).
Поэтому если аудируемое лицо имеет какие-либо претензии к аудиторской фирме, проводившей у него аудиторскую проверку (в том числе сомнения в правильности определения вышеуказанных показателей), оно может обратиться с жалобой в Уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности. А уже данный орган, рассмотрев эту жалобу, будет принимать окончательное решение о необходимости проведении проверки качества аудита в аудиторской фирме.
Однако, не доводя до подобных "крупномасштабных" разбирательств, обязанность предоставления организации - заказчику данных об уровне существенности и степени аудиторского риска можно предусмотреть, например, при заключении договора с аудиторской фирмой.
Подписано в печать
11.02.2002
"Консультант Бухгалтера", 2002, N 3

...В комментарии к КЗоТ РФ предприятия химической отрасли как имеющие право на предоставление дополнительных отпусков за непрерывный стаж работы не указаны. В каком порядке должны предоставляться такие отпуска в настоящее время и за счет каких источников?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также