...В 2000 г. работнику предприятия, инвалиду ВОВ, была предоставлена субсидия на улучшение жилищных условий. Выданной субсидией работник смог документально воспользоваться только в 2001 г. Могло ли предприятие заявить льготу согласно абз.6 п.6 ст.6 Закона РФ n 2116-1 в 2001 г., если сумма выданной в 2000 г. субсидии составила 78% от прибыли предприятия?

Согласно Закону N 2116-1 не подлежала налогообложению прибыль предприятий, учреждений и организаций, в которых инвалиды составляют не менее 50% от общего числа работников, при условии использования не менее половины полученной прибыли на социальные нужды инвалидов.
Инструкцией N 62 был установлен перечень социальных нужд инвалидов. Так, к социальным нуждам инвалидов, работающих на данном предприятии, относились: оказание медицинской помощи; обеспечение лекарственными препаратами; санаторно - курортное лечение; обеспечение средствами передвижения, протезно - ортопедической помощью, тифлотехникой, сурдотехникой и другими техническими средствами для труда, быта, обучения, досуга, физкультуры и спорта и иных сфер жизни; социально - бытовое, транспортное и коммунальное обслуживание; общеобразовательная и профессиональная подготовка и профессиональное образование; создание новых рабочих мест; создание оптимальных условий труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов; обеспечение инвалидов транспортом для доставки к месту работы и с работы; создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов к социальной инфраструктуре (приспособление к потребностям инвалидов жилищ, улиц, транспорта, средств связи и массовой информации, зданий и сооружений культурно - бытового и отдельных зданий производственного назначения).
При определении права на получение указанной льготы в среднесписочную численность работников не включались инвалиды, работавшие по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско - правового характера.
Как мы можем убедиться, в рамках указанной льготы улучшение жилищных условий инвалидов, работающих на данном предприятии, в частности выдача субсидий для приобретения квартиры, не относились к социальным нуждам инвалидов. Таким образом, предприятие, о котором идет речь в вопросе, не имело права на применение указанной льготы.
Согласно Положению о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 03.08.1996 N 937, субсидия нуждающимся в жилье может предоставляться федеральными органами исполнительной власти; органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; органами местного самоуправления; предприятиями, организациями, воинскими частями и формированиями.
При этом необходимо иметь в виду, что субсидии работникам предприятий и организаций (за исключением бюджетных) предоставляются за счет средств этих предприятий и организаций.
Таким образом, акционерное общество имело право предоставить субсидию на улучшение жилищных условий своему работнику, инвалиду ВОВ, за счет прибыли, остающейся в распоряжении общества после налогообложения.
С 1 января 2002 г. вступил в силу Федеральный закон от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 110-ФЗ), который дополнил Налоговый кодекс Российской Федерации гл.25 "Налог на прибыль организаций". Указанной главой установлена пониженная налоговая ставка в размере 24%. Отменены все налоговые льготы и налоговые вычеты.
В связи с отменой всех льгот, предусмотренных действующим законодательством, гл.25 НК РФ предусмотрена норма, в соответствии с которой налогоплательщики - организации, использующие труд инвалидов, общественные организации инвалидов, а также налогоплательщики - учреждения, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, могут принимать на уменьшение налоговой базы расходы, направленные на цели социальной защиты инвалидов, на осуществление деятельности указанных общественных организаций инвалидов (пп.38 и 39 п.1 ст.264 НК РФ). При этом для организаций, использующих труд инвалидов, должны быть соблюдены следующие условия: от общего числа работников такой организации инвалиды должны составлять не менее 50%, и доля заработной платы инвалидов в расходах на оплату труда должна составлять не менее 25%.
Целями, обеспечивающими социальную защиту инвалидов, признаются улучшение условий инвалидов, создание рабочих мест для инвалидов, защита прав и законных интересов инвалидов, мероприятия по их реабилитации, обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов, включая взносы на содержание общественных организаций инвалидов.
Статьей 264 НК РФ установлены ограничения по видам товаров, доходы от производства и (или) реализации которых могут быть приняты в расходах, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту населения. Это подакцизные товары, минеральное сырье, другие полезные ископаемые и иные товары по перечню, определяемому Правительством РФ.
Подписано в печать Г.В.Зинькова
14.12.2001 Ведущий специалист

Департамента налоговой политики
Минфина России
"Налоговый вестник", 2002, N 1

...Кооператив уменьшал налогооблагаемую прибыль на сумму фактически произведенных затрат на финансирование долевого участия в жилищном строительстве согласно Закону n 2116-1, однако налоговой инспекцией поставлены под сомнение принадлежность кооператива к отраслям народного хозяйства и правомерность применения указанной льготы. Имел ли кооператив право на льготу?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также