Некоммерческая организация приобретает автомобиль. Каков порядок уплаты налогов, бухгалтерского учета транспортного средства, начисления амортизации, горюче - смазочных материалов и т.п.?

В соответствии с п.1 ПБУ 6/01 указанное Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах юридических лиц по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений).
Таким образом, при отражении в учете операций с основными средствами некоммерческой организации следует руководствоваться ПБУ 6/01.
В соответствии с Планом счетов, утвержденным Приказом Минфина СССР от 1 ноября 1991 г. N 56 (далее - действующий План счетов), и Планом счетов, утвержденным Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н (далее - новый План счетов), приобретение основных средств отражается в учете проводками:
дебет счета 08 "Капитальные вложения" (в новом Плане счетов - счет 08 "Вложения во внеоборотные активы") кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - на сумму стоимости объекта основных средств.
Согласно п.40 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 20 июля 1998 г. N 33н (действуют в части, не противоречащей ПБУ 6/01), принятие объектов основных средств к бухгалтерскому учету осуществляется на основании утвержденного руководителем организации акта (накладной) приемки - передачи основных средств и иных документов, в частности подтверждающих их государственную регистрацию в установленных законодательством случаях.
Таким образом, зачисление приобретенного автомобиля в состав основных средств, т.е. оприходование его стоимости на счет 01 "Основные средства", может быть осуществлено только после регистрации автомобиля в органах ГИБДД.
В соответствии с п.8 ПБУ 6/01 регистрационные сборы и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств, включаются в фактические затраты на его приобретение:
дебет счета 08 кредит счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - на сумму затрат на регистрацию автомобиля.
Зачисление автомобиля в состав основных средств оформляется в учете проводкой:
дебет счета 01 кредит счета 08 - на сумму первоначальной стоимости автомобиля.
В соответствии с п.46 Инструкции МНС России от 4 апреля 2000 г. N 59 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" юридические лица, имеющие транспортные средства (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы) и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу, являются плательщиками налога с владельцев транспортных средств.
Согласно п.64 указанной Инструкции без предъявления квитанции или платежного поручения об уплате налога регистрация транспортных средств, облагаемых налогом (а также их перерегистрация или технический осмотр), не производится.
Начисление налога с владельцев транспортных средств отражается в учете проводкой:
дебет счета 26 "Общехозяйственные расходы" кредит счета 67 "Расчеты по внебюджетным платежам" (при применении нового Плана счетов - счет 68 "Расчеты по налогам и сборам") - на сумму начисленного налога.
В соответствии с п.17 ПБУ 6/01 по основным средствам некоммерческих организаций амортизация не начисляется. По указанным объектам производится начисление износа в конце отчетного года по установленным нормам амортизационных отчислений.
Аналогичная норма была введена и в ранее действовавшее ПБУ 6/97 (см. Приказ Минфина России от 24 марта 2000 г. N 31н). Однако Решением Верховного Суда РФ от 23 августа 2000 г. N ГКПИ 00-645 указанная норма была признана недействительной, не влекущей правовых последствий с момента издания.
МНС России в Письме от 3 ноября 2000 г. N ВГ-6-02/850@ "О порядке определения некоммерческими организациями с 1 января 2000 г. состава расходов, учитываемых при исчислении налогооблагаемой прибыли" разъяснило, что начиная с 1 января 2000 г., в связи с внесением изменений в Положение по ведению бухгалтерского учета (в ред. от 24.03.2000 N 31н), не подлежат амортизации объекты основных средств некоммерческих организаций, приобретенные после 1 января 2000 г.
Статьей 2 НК РФ установлено, что законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, ведению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации. Учитывая изложенное, МНС России по согласованию с Минфином России считает возможным по основным средствам, приобретенным некоммерческими организациями после 1 января 2000 г., за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности, и используемым в целях осуществления этой деятельности, для целей исчисления налоговой базы определять и учитывать амортизационные отчисления на полное восстановление основных производственных фондов в размере, определяемом в соответствии с Постановлением Совмина СССР от 22 октября 1990 г. N 1072 "О Единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР".
Из того, что МНС России предписывает некоммерческим организациям осуществлять корректировку суммы превышения доходов над расходами, от которой исчисляется налог на прибыль, на сумму указанных амортизационных отчислений по свободной строке разд.5 Справки о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 "Расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли" (Приложение N 4 к Инструкции о порядке исчисления налога на прибыль), следует, что в системном учете организации начисление амортизации не отражается.
Как сообщается в Письме Минфина России от 10 октября 2000 г. N 04-02-05/4 в целях контроля использования указанного имущества некоммерческих организаций и оценки его реального физического состояния износ по нему может отражаться в бухгалтерском учете внесистемно на отдельном забалансовом счете 016 "Износ имущества некоммерческих организаций".
В Инструкции по применению нового Плана счетов прямо указано, что износ по объектам основных средств некоммерческих организаций отражается на счете 010 "Износ основных средств".
В том случае если приобретенный некоммерческой организацией автомобиль используется для уставной деятельности (некоммерческих целей), расходы на его содержание и эксплуатацию (в том числе стоимость использованных горюче - смазочных материалов) отражаются по дебету счета 96 "Целевые финансирование и поступления" (в новом Плане счетов - счет 86 "Целевое финансирование") с кредита счетов затрат:
дебет счета 96 (86) кредит счета 10 "Материалы", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" и т.д.
При использовании приобретенного автомобиля в коммерческих целях расходы на его эксплуатацию и содержание списываются на счет 20 "Основное производство" с последующим отнесением на счет 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" (в новом Плане счетов - 90 "Продажи", субсчет 2 "Себестоимость продаж").
Подписано в печать
12.11.2001
"Консультант Бухгалтера", 2001, N 12

Организация взяла денежный процентный заем у физического лица. Являются ли проценты по займу доходом физического лица - заимодавца? По какой ставке следует в этом случае удерживать подоходный налог? Является ли предприятие - заемщик плательщиком ЕСН по выплачиваемым заимодавцу процентам, если он не является работником организации?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также