Какие меры налоговые органы могут принять к организации с целью понудить ее открыть в банке расчетный счет?

В соответствии со ст.861 Гражданского кодекса Российской Федерации расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке, а также наличными деньгами, если иное не установлено законом.
Безналичные расчеты производятся через банки, иные кредитные организации, в которых открыты соответствующие счета, если иное не вытекает из закона и не обусловлено используемой формой расчетов. Открытие счета в банке согласно гл.45 ГК РФ обусловлено заключением между банком и заинтересованным лицом (клиентом банка) договора банковского счета.
В соответствии со ст.421 ГК РФ юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
Понуждение юридического лица к заключению договора банковского счета законодательством Российской Федерации не предусмотрено. Таким образом, понуждение хозяйствующих юридических лиц, не имеющих счетов в банках, к открытию расчетных и иных счетов в банках, т.е. к заключению договоров банковского счета, противоречит законодательству Российской Федерации.
Вместе с тем в соответствии с п.2.15 Положения Центрального банка Российской Федерации от 05.01.1998 N 14-П "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации" (далее - Положение N 14-П) к предприятиям, не соблюдающим порядок ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью, применяются меры ответственности, предусмотренные законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации.
Меры финансовой и административной ответственности за несоблюдение условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации установлены п.9 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1994 N 1006 (в ред. от 25.07.2000) "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей". Рассмотрение дел об административных правонарушениях и наложении штрафов, предусмотренных данным пунктом, производится налоговыми органами по сведениям, предоставляемым коммерческими банками и другими органами, осуществляющими проверки соблюдения предприятиями, учреждениями и организациями порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью.
Согласно п.2.14 Положения N 14-П и п.9.4 Порядка применения положений Указа Президента Российской Федерации N 1006, утвержденного Приказом Госналогслужбы России от 13.08.1994 N ВГ-4-13/94н, Минфина России от 13.08.1994 N 104, Центрального банка Российской Федерации от 16.08.1994 N 104 (зарегистрирован в Минюсте России 08.09.1994 N 682), учреждения банков и соответствующие финансовые органы, производящие проверки соблюдения предприятиями, учреждениями и организациями требований порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью, направляют в налоговые органы по месту учета налогоплательщика представления с приложением копий справок по указанным проверкам (материалы проведенных банками проверок предприятий оформляются справкой по форме 0408026 (приведена в Приложении 8 к Положению N 14-П)).
Подписано в печать В.Воробьева
22.08.2001 Советник налоговой службы

I ранга "Финансовая газета. Региональный выпуск", 2001, N 34

Вправе ли налоговый орган проводить выездную налоговую проверку филиала или представительства независимо от проведения проверок организации - налогоплательщика?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также