Авиакомпания имеет ряд официально зарегистрированных представительств за рубежом. Их финансирование осуществляется согласно утвержденной смете расходов на год. Статьи сметы включают в себя представительские расходы. Какие из понесенных в 2000 г. расходов по проведению приема и обслуживания представителей других организаций авиакомпания вправе отнести в состав затрат?..

В соответствии со ст.4 Закона N 2116-1 перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли, определяются федеральным законом.
Согласно п.2.3 Инструкции N 62 до принятия указанного закона при определении состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), следует руководствоваться Положением о составе затрат.
В соответствии с пп."и" п.2 Положения о составе затрат в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются затраты организации по приему и обслуживанию представителей других организаций (включая иностранные), прибывших для переговоров с целью установления и поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета (правления) и ревизионной комиссии организации (представительские расходы).
Согласно п.1 Письма Минфина России от 06.10.1992 N 94 "Нормы и нормативы на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующие размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок их применения", действовавшего до 1 апреля 2000 г., представительские расходы, связанные с коммерческой деятельностью, определены как затраты предприятия по приему и обслуживанию представителей других предприятий, организаций и учреждений (включая иностранные), прибывших для переговоров с целью установления и поддержания взаимовыгодного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета (правления) предприятия и ревизионной комиссии.
К представительским расходам относятся затраты, связанные с проведением официального приема (завтрака, обеда или другого аналогичного мероприятия) представителей (участников), их транспортным обеспечением, посещением культурно - зрелищных мероприятий, буфетным обслуживанием во время переговоров и мероприятий культурной программы, оплатой услуг переводчиков, не состоящих в штате предприятия.
Указанные расходы включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) в пределах утвержденных советом (правлением) смет предприятия на отчетный год. Общая сумма расходов по смете и фактические расходы, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг), не должны превышать предельных размеров, исчисляемых по нормативам, приведенным в Приложении 1 к названному Письму.
Включение представительских расходов в себестоимость продукции (работ, услуг) разрешается только при наличии оправдательных первичных документов, в которых должны быть указаны дата и место, программа проведения деловой встречи (приема), приглашенные лица, участники со стороны предприятия, величина расходов. Предприятиям рекомендуется определить конкретный порядок расходования средств на представительство, их документального оформления и контроля, включая установление круга лиц, имеющих отношение к этой стороне деятельности предприятия.
При этом в соответствии с п.12 Письма Госналогслужбы России от 27.10.1998 N ШС-6-02/768 "Методические рекомендации по отдельным вопросам налогообложения прибыли" для целей налогообложения к представительским расходам относятся затраты организации по приему и обслуживанию представителей других организаций (включая иностранные), прибывших для переговоров, проводимых в месте расположения организации, осуществляющей их прием, с целью установления и поддержания взаимного сотрудничества.
Согласно п.2 ст.11 НК РФ местом нахождения российской организации является место ее государственной регистрации.
Таким образом, до 1 апреля 2000 г. организация была не вправе для целей налогообложения отнести к представительским расходам затраты по приему и обслуживанию представителей других организаций (включая иностранные), прибывших для переговоров, проводимых вне территории Российской Федерации.
В соответствии с п.1 Норм и нормативов на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующих размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, и порядке их применения, утвержденных Приказом Минфина России от 15.03.2000 N 26н, введенных в действие с 1 апреля 2000 г., представительские расходы, связанные с деятельностью организации, - это расходы организации по приему и обслуживанию представителей других организаций (включая иностранные), участвующих в переговорах с целью установления и (или) поддержания взаимовыгодного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета (правления) или другого аналогичного органа организации.
При этом названными нормами и нормативами место проведения указанной деловой встречи (приема) не ограничено местом нахождения организации.
Учитывая изложенное, с 1 апреля 2000 г. организация вправе включить представительские расходы в себестоимость продукции (работ, услуг) вне зависимости от места проведения указанной встречи (приема) и места нахождения организации, то есть даже в случае их проведения вне территории Российской Федерации.
Подписано в печать А.А.Альферович
17.08.2001 Советник налоговой службы

III ранга "Налоговый вестник", 2001, N 9

...Вправе ли налоговые органы отказать индивидуальному предпринимателю в выдаче патента на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности на основании положений п.47 Инструкции Госналогслужбы России от 29.06.1995 n 35, предусматривающего налогообложение индивидуальных предпринимателей по месту осуществления деятельности?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также