Как правильно отразить в учете списание материалов, которые невозможно использовать в производстве, готовой продукции, которую невозможно реализовать? Уменьшают ли данные потери налогооблагаемый доход?

В соответствии с п.11 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, расходы, связанные со списанием материалов и готовой продукции, подлежат отражению в составе операционных расходов организации.
В учете организации, применяющей старый План счетов (утвержденный Приказом Минфина СССР от 01.11.1991 N 56), списание материалов, не пригодных для использования в производстве, отражается проводкой:
Дебет 80 Кредит 10.
Списание готовой продукции, которую невозможно реализовать, отражается проводкой:
Дебет 80 Кредит 40.
Если организация перешла на новый План счетов (утвержденный Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н), то списание материалов (готовой продукции) отражается с использованием счета 91 "Прочие доходы и расходы":
Дебет 91 Кредит 10 (43).
Для целей налогообложения стоимость списанных материалов (готовой продукции) включается в состав внереализационных расходов. Перечень внереализационных расходов, принимаемых для целей налогообложения, приведен в п.15 Положения о составе затрат, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 N 552. Из п.15 Положения о составе затрат следует, что в общем случае стоимость списанных материалов (готовой продукции), не пригодных для использования в производстве (для дальнейшей реализации), не учитывается для целей исчисления налога на прибыль.
Потери от списания материалов (готовой продукции) будут приниматься для целей налогообложения только в том случае, если причиной списания материалов (готовой продукции) является их порча в результате чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии и т.п.). В этом случае для целей бухгалтерского учета стоимость списанных материалов (готовой продукции) включается в состав чрезвычайных расходов организации (п.13 ПБУ 10/99). При этом организации, перешедшие на новый План счетов, отражают в учете стоимость списанных материалов (готовой продукции) непосредственно на счете 99 "Прибыли и убытки" (проводка Дебет 99 Кредит 10 (43)).
Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что в связи со списанием материалов (готовой продукции) у организации возникает необходимость восстановить суммы "входного" НДС, относящиеся к списанным материалам (готовой продукции), предъявленные ранее организацией к вычету (возмещению из бюджета) (в учете делается сторнировочная запись Дебет 68 Кредит 19), поскольку к вычету могут приниматься только суммы НДС по товарам (работам, услугам), используемым при осуществлении операций, облагаемых НДС (п.2 ст.172 НК РФ). Восстановленные суммы "входного" НДС следует также списать в дебет счета 80 (91, 99) в составе операционных (чрезвычайных) расходов организации.
Подписано в печать Т.Крутякова

10.07.2001 "АКДИ "Экономика и жизнь", 2001, N 7

Какие первичные документы необходимы для отражения временной финансовой помощи , полученной от учредителя?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также