Зарубежный партнер потребовал от российского предприятия страхования рисков в рамках их совместной деятельности в иностранном страховом клубе. Можно ли страховать грузы, транспортные средства и ответственность перевозчиков в страховых компаниях - нерезидентах Российской Федерации, если речь идет о международных грузоперевозках?

Работа с иностранным юридическим лицом, а тем более страховой компанией требует серьезного внимания к юридической стороне вопроса. Пренебрежение нормами отечественного законодательства приводит к тому, что покупка услуг зарубежного партнера может быть расценена налоговыми органами как попытка вывоза капитала за рубеж, уменьшения налогооблагаемой базы и соответственно как уклонение от налогов.
В Законе Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" установлено, что страхование российских имущественных интересов может осуществляться только юридическими лицами, зарегистрированными в соответствии с законами Российской Федерации и имеющими лицензию на осуществление страховой деятельности. При этом необходимо помнить, что при пересечении границ имущественные интересы не меняют своей принадлежности.
Страховые клубы, страхующие на Западе ответственность морских и сухопутных перевозчиков, - это в целом аналог российских обществ взаимного страхования. Однако следует обратить внимание на ряд принципиальных различий. Прежде всего общая концепция работы клуба основывается на принципе возмещения. Это означает, что клуб возмещает страхователю (члену клуба) расходы только после того, как он произвел расходы по оплате претензии своего клиента (выгодоприобретателя). Другими словами, предполагается, что покупатель услуг клуба должен обладать достаточной суммой для возмещения потерь грузовладельца.
Помимо этого все предложения иностранных клубов следует внимательно анализировать с правовой точки зрения, т.к. они зачастую вступают в противоречие с отечественным законодательством. Согласно п.2 ст.968 ГК РФ общества взаимного страхования могут создаваться и действовать в форме некоммерческих организаций. Особенности правового положения обществ взаимного страхования и условия их деятельности определяются в соответствии с ГК РФ и законом о взаимном страховании (в настоящее время указанный закон пока не принят). Некоммерческие организации в свою очередь исходя из п.3 ст.50 ГК РФ могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций либо в других формах, предусмотренных законом Российской Федерации. В п.2 ст.51 ГК РФ говорится, что "юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации". Таким образом, обществом взаимного страхования может быть признано российское юридическое лицо, имеющее предусмотренную законодательством Российской Федерации организационно - правовую форму для некоммерческих организаций. Иностранный страховой клуб не является обществом взаимного страхования, а представляет собой иностранное юридическое лицо, созданное на базе иностранного законодательства, имеющее соответствующую иностранному законодательству организационно - правовую форму и платящее налоги в бюджет иностранного государства. Следовательно, услуги, оказываемые им, с позиций отечественного законодательства страховыми не считаются и под соответствующий режим правового регулирования и налогообложения не подпадают.
Подписано в печать Д.Корпусов
03.07.2001 Начальник Управления страхования

транспортных рисков
САО "Ингосстрах - С. - Петербург"
"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2001, N 28

Налоговая инспекция посчитала неправомерным отнесение на себестоимость продукции транспортного предприятия страховых взносов в иностранную страховую организацию. Права ли инспекция и что влияет на налогообложение страховых взносов и выплат при транспортном страховании?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также