Могла ли организация в 1997 - 1998 гг. фактическую цену реализации продукции собственного изготовления принимать для целей налогообложения за рыночную, если иной информации о рыночных ценах на аналогичную продукцию не имелось? Можно ли использовать цены, указанные в рекламных изданиях, как сведения о рыночных ценах?

В соответствии с п.1 ст.40 части первой Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) с 01.01.1999 для целей налогообложения принимается цена товаров (работ, услуг), указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что цена соответствует уровню рыночных цен.
Данная норма заменила ранее действовавший порядок корректировки налоговой базы по отдельным налогам в случаях, когда применяемые налогоплательщиком цены не превышали фактическую себестоимость (соответствующие нормы Законов "О налоге на прибыль предприятий и организаций", "О налоге на добавленную стоимость" утратили силу).
Положение, предусмотренное вышеназванной статьей, обратной силы не имеет и может применяться только с 01.01.1999. Таким образом, проверка правильности исчисления налоговой базы за предыдущие налоговые периоды проводится на основе Законов "О налоге на прибыль предприятий и организаций", "О налоге на добавленную стоимость" (Постановление Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.1999 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
Исходя из положений, содержащихся в названных законодательных актах, информация, предоставляемая налогоплательщиками налоговым органам о цене фактической реализации продукции (работ, услуг), может использоваться при определении и признании рыночной цены продукции (работ, услуг), реализованной до 01.01.1999.
В настоящее время согласно п.11 ст.40 Кодекса при определении и признании рыночной цены товара (работы, услуги) используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары (работы, услуги) и биржевые котировки. Используя терминологию Федерального закона от 20.02.1995 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации", налоговые органы в данном случае выступают в качестве пользователя (потребителя) информации - субъекта, обращающегося к информационной системе или посреднику за получением необходимой ему информации и пользующегося ею.
В Кодексе подчеркивается, что информация о заключенных сделках должна быть получена из официальных источников. Информация (сведения) из такого источника должна отвечать критериям достоверности, проверяемости, общедоступности и быть оформлена с соблюдением определенных требований и правил, предъявляемых к документу.
Под официальным источником могут пониматься компетентные государственные и муниципальные органы (органы статистики и органы, регулирующие ценообразование), уполномоченные ими юридические и физические лица, а также печатные издания, публикующие информацию от имени вышеназванных органов.
Что касается данных, полученных из рекламных материалов контрагентов налогоплательщика, не относящихся к официальным источникам информации, то они не могут согласно ст.40 Кодекса рассматриваться в качестве информации о рыночных ценах.
Следует также учитывать, что согласно п.12 ст.40 Кодекса при рассмотрении дела в случае возникновения судебного разбирательства суд учитывает любые обстоятельства, имеющие значение для определения результатов сделки, не ограничиваясь обстоятельствами, перечисленными в п.п.4 - 11 ст.40 Кодекса, т.е. может воспользоваться информацией о ценах, предоставленной лицами, участвующими в деле.
Подписано в печать С.В.Разгулин
18.10.2000 Советник налоговой службы

I ранга "Бухгалтерский учет", 2000, N 21

Сумма, поступающая по инкассовому поручению, засчитывается налоговой инспекцией в погашение пени по НДС. Ввиду имеющейся недоимки по этому же налогу организация письменно обратилась в налоговую инспекцию с заявлением о направлении поступающих сумм на погашение недоимки, но получила отказ. Насколько правомерны действия налоговой инспекции?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также