Предприятие торговли реализует товары оптом с указанием цен в у.е. Учитываются ли возникающие при оплате товаров покупателями суммовые разницы при исчислении налога на пользователей автодорог в 2000 г.?

С начала 2000 г. до 9 июля 2000 г. действовала Инструкция Госналогслужбы России от 15 мая 1995 г. N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды". Согласно п.16 этой Инструкции объектом налогообложения является выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг), и сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо - сбытовой и торговой деятельности. В соответствии с п.24 этой Инструкции сумма налога на пользователей автомобильных дорог определяется плательщиками на основании бухгалтерского учета и отчетности самостоятельно в соответствии с положениями настоящей Инструкции.
Поэтому когда с 1 января 2000 г. суммовые разницы, возникающие при поступлении оплаты за товары, цены на которые выражены в условных единицах, согласно положениям ПБУ 9/99 стали включаться в выручку, у предприятий были все основания учитывать их при исчислении налога на пользователей автодорог.
Это подтверждает, в частности, Письмо УМНС по г. Москве от 16 мая 2000 г. N 06-08/20195 "О порядке исчисления в 2000 г. налога на пользователей автомобильных дорог и налога на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы с суммовых разниц, возникающих в случаях, когда оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах)" со ссылкой на Письмо МНС России от 10 апреля 2000 г. N 07-2-07/2/323.
Здесь же отметим, что курсовые разницы, возникающие при расчетах за поставленные товары в иностранной валюте, для целей исчисления налога на пользователей автодорог включались в выручку на основании прямого указания, содержащегося в п.21.16 рассматриваемой Инструкции, хотя они не включались и не включаются в выручку, отражаемую по счету 46 "Реализация продукции, работ, услуг" бухгалтерского учета.
С принятием Инструкции МНС России от 4 апреля 2000 г. N 59 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" ситуация изменилась.
В новой Инструкции есть п.27, в котором записано буквально следующее:
"Для организаций, которые определяют реализацию продукции (товаров, работ, услуг) по мере отгрузки, датой определения выручки от реализации считается день отгрузки и предъявления покупателям расчетных документов или иной момент перехода права собственности на продукцию (товары) к покупателю.
Для организаций, которые определяют выручку от реализации продукции (товаров, работ, услуг) по мере ее оплаты, датой определения выручки от реализации считается день поступления средств за реализацию отгруженной продукции (товаров, работ, услуг) на счета юридических лиц в учреждения банков, день поступления выручки в кассу или иной момент прекращения дебиторской задолженности за отгруженную продукцию (товары, работы, услуги), числившейся за покупателем.
Учетная политика определяет дату определения выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) и не влияет на ее объем, определяемый по первичным документам в момент (непосредственно по завершении) фактической продажи (поставки) товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг".
Очевидно, что речь идет о влиянии учетной политики на выручку, определяемую именно для целей исчисления рассматриваемого налога. В новой Инструкции отсутствует указание о том, что выручка для целей исчисления данного налога определяется по данным бухгалтерского учета.
Таким образом, в отсутствие отдельных указаний и разъяснений, следует признать, что с момента вступления в силу Инструкции N 59 (данная Инструкция официально опубликована в "Российской газете" 29 июня 2000 г., вступила в силу по истечении 10 дней с момента первого официального опубликования) в выручку, определяемую для целей исчисления налога на пользователей автодорог, не включаются ни курсовые разницы, ни суммовые. И если в отношении курсовых разниц это упрощает расчеты по сравнению с ранее существующими, то в отношении суммовых разниц, напротив, усложняет их.
Можно, в принципе, пытаться доказать в суде иную точку зрения, основанную на положениях Закона РФ от 18 октября 1991 г. N 1759-1 "О дорожных фондах в РФ", а именно содержании его п.2, утверждающего, что налог на пользователей определяется как процент от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг), и от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо - сбытовой и торговой деятельности. Также можно апеллировать к содержанию п.6 ПБУ 9/99, в котором сказано, что выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности. Однако на наш взгляд, содержание п.27 Инструкции N 59 делает шансы на успех в таком споре слишком маленькими.
В то же время если курс принятой за основу условной единицы за период с момента отгрузки до момента оплаты растет, то суммовые разницы будут увеличивать облагаемую базу по налогу на пользователей автодорог. Поэтому неудобство производимых бухгалтерией расчетов по исключению суммовых разниц из налогооблагаемого оборота вполне может быть уравновешено получаемой предприятием выгодой. Включение же суммовых разниц в облагаемый оборот в этом случае приведет к завышению начисленного налога, что вряд ли вызовет недовольство налогового инспектора.
Подписано в печать
11.10.2000
"Консультант Бухгалтера", 2000, N 11

Какие изменения в бухгалтерском учете предприятий торговли повлекло за собой утверждение Приказом Минфина России от 28 июня 2000 г. n 60н Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также