Являются ли действительными законодательные акты субъектов Российской Федерации по предоставлению льгот по налогу на прибыль, зачисляемому в их бюджеты?

Размеры ставок и перечень дополнительных льгот в отношении налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет города Москвы, определяют Закон г. Москвы от 22 декабря 1999 г. N 39 "О ставках и льготах по налогу на прибыль" и Закон г. Москвы от 18 июня 1997 г. N 19 "О ставках и льготах по налогу на прибыль" в части первого, второго, третьего, четвертого, пятого, шестого, девятого, четырнадцатого дефисов п.1 ч.1 ст.2, которые утрачивают силу с первого дня квартала, следующего за кварталом, в котором Московской городской Думой будет утверждена соответствующая целевая программа.
Тем не менее ответ на этот вопрос до недавнего времени не был столь однозначен.
До 1 апреля 1999 г. на основании п.9 ст.6 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" органы государственной власти, национально - государственных и административно - территориальных образований помимо льгот, предусмотренных ст.6 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2116-1, могли устанавливать для отдельных категорий плательщиков дополнительные льготы по налогу в пределах сумм налоговых платежей, направляемых в их бюджеты.
После вступления в действие Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 62-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" с 1 апреля 1999 г. органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут предоставлять льготы по налогу исключительно в порядке и на условиях, которые предусмотрены частью первой Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 13 части первой НК РФ налог на прибыль (доход) организаций отнесен к федеральным налогам. В соответствии с п.5 ст.19 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (действующая часть) федеральные налоги (в том числе размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов) и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории. Кроме того, частью первой НК РФ не предусмотрена норма, закрепляющая право, а также порядок и условия предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельным категориям налогоплательщиков льгот по федеральным налогам в пределах сумм, поступающих в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации.
МНС России в Письме от 18 мая 2000 г. N ВГ-6-02/381@ "По вопросу предоставления льгот по налогу на прибыль органами государственной власти субъектов Российской Федерации" разъяснило, что с 1 апреля 1999 г. органы государственной власти субъектов Российской Федерации не вправе устанавливать для отдельных категорий налогоплательщиков льготы по налогу на прибыль в пределах сумм налоговых платежей, направляемых в их бюджеты, а льготы, предоставленные до 1 апреля 1999 г., действуют до истечения срока, на который они были предоставлены, или до их отмены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Для опротестования правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации федеральным законам налоговым органам следует обращаться в соответствующие органы прокуратуры.
Таким образом, налогоплательщик оказался в ситуации, когда применять на практике существующий закон о предоставлении льгот в бюджет субъекта РФ (в нашем случае - Закон г. Москвы от 22 декабря 1999 г. N 39 "О ставках и льготах по налогу на прибыль"), противоречащий действующему федеральному законодательству, не представляется возможным.
Федеральный закон от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесения изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" устранил данный казус. В соответствии с п.2 ст.8 Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесения изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" п.9 ст.6 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" изложен в новой редакции: "Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации и представительные органы местного самоуправления помимо льгот, предусмотренных настоящей статьей, вправе устанавливать для отдельных категорий налогоплательщиков дополнительные льготы по налогу в пределах сумм налога, подлежащих зачислению в их бюджеты".
Положения п.9 ст.6 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" в редакции п.2 ст.8 Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесения изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" применяются к правоотношениям, возникшим с 1 апреля 1999 г.
Таким образом, московский налогоплательщик вправе со дня введения в действие Закона г. Москвы от 22 декабря 1999 г. N 39 "О ставках и льготах по налогу на прибыль" пользоваться предоставляемыми ему льготами.
Подписано в печать
11.10.2000
"Консультант Бухгалтера", 2000, N 11

Принимается ли после введения в действие ПБУ 10/99 к зачету налог на добавленную стоимость, уплаченный банку за услуги по инкассации?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также