...Организация изготавливает газированную воду и пиво, а также занимается оптовой и розничной торговлей. При проверке налоговый орган указал, что организацией не включены в налогооблагаемую базу по НДС: зарплата, выплаченная работникам продукцией собственного производства; собственная продукция, использованная на ярмарке . Правы ли налоговые органы?

В том случае, когда организация выдает зарплату продукцией собственного производства, она фактически ее продает. В соответствии со ст. 39 НК РФ передача права собственности на товары (работы, услуги) признается их реализацией.
Поэтому организация должна признать в бухгалтерском и налоговом учете выручку от реализации продукции, которая облагается всеми налогами в общеустановленном порядке.
При передаче продукции собственного производства в качестве заработной платы организация согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ обязана исчислить НДС. При этом налоговая база определяется как стоимость указанных товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 40 НК РФ, без включения в них НДС (п. 2 ст. 154 НК РФ), т.е. исходя из рыночных цен.
В отношении дегустации продукции (бесплатной раздаче товаров для их опробования) на ярмарке отметим следующее.
Позиция налоговых органов в данном случае такова. В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ передача права собственности на товары на безвозмездной основе признается их реализацией. Поэтому бесплатная, т.е. безвозмездная, передача товаров в рекламных целях подлежит обложению НДС в общеустановленном порядке. При этом согласно п. 2 ст. 154 НК РФ налоговая база по НДС в данном случае определяется исходя из рыночных цен (см. Письмо Минфина России от 31.03.2004 N 04-03-11/52 и Письмо МНС России от 26.02.2004 N 03-1-08/528/18).
Но нельзя не сказать о том, что существует и иная точка зрения по этому вопросу. И она основана на том, что стоимость товаров, которые раздаются покупателям бесплатно в рекламных целях, включается в себестоимость реализуемой продукции (работ, услуг) и фактически возмещается покупателями продавцу в составе продажной цены на реализуемую продукцию (товары). Таким образом, бесплатная раздача товаров (продукции) покупателям, осуществляемая организацией в рамках своей рекламной кампании, не может рассматриваться как безвозмездная передача товаров применительно к п. 1 ст. 146 НК РФ, являющаяся объектом обложения НДС. Следовательно, если дегустация продукции собственного производства организуется в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе", то стоимость товара, передаваемого в рамках рекламной кампании, относится к расходам на рекламу и не является объектом обложения НДС.
Следует отметить, что изложенная точка зрения приведет к спору с налоговым органом, который сможет решить только суд. В данной ситуации нельзя не сказать о том, что в судебной практике есть случаи, когда в ходе рассмотрения подобных споров суды не соглашаются с позицией налоговых органов, которые неправомерно квалифицируют указанные сделки как безвозмездную передачу товаров (см. Постановления ФАС Северо-Западного округа от 14.12.2004 N А05-3624/04-22 и Московского округа от 19.08.2003 N КА-А40/5796-03П).
В заключение отметим, что если организация не готова к спору, то ей следует руководствоваться тем подходом, которого придерживаются налоговые органы и Минфин России.
И.Горшкова
Подписано в печать
20.07.2005
"Новая бухгалтерия", 2005, N 8

Распространяется ли установленная ч. 1 ст. 153 ТК РФ двойная оплата работы в выходной и нерабочий праздничный день на работников непрерывного производства, работающих по скользящему графику, когда их рабочие дни по графику выпадают на выходные или праздничные дни?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также