Правомерно ли использование в настоящее время льгот по налогам, установленных в неналоговых законах?

НК РФ, введенный в действие, за исключением отдельных положений, с 1 января 1999 г., устанавливает основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере (ст.56 НК РФ). Согласно пп.3 п.1 ст.21 налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со ст.1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и (или) сборах. Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с НК РФ. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с Кодексом. Различия между нормативными правовыми актами определяются в том числе предметом регулирования соответствующих отношений. Однако, по крайней мере до принятия части второй НК РФ, дать ответ на вопрос, что относится к налоговым законам, а что включается в понятие "законодательство о налогах и сборах" (п.1 ст.1 НК РФ), представляется затруднительным. Дело в том, что до введения в действие части второй НК РФ порядок уплаты налогов и сборов определяется Законом Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и отдельными законами о налогах. Установить правомерность применения нормы "налогового" закона и "неналогового" в этих условиях невозможно (ряд налоговых аспектов в настоящее время может регулироваться и "неналоговым" законом). Поскольку определение места расположения правовой нормы находится в компетенции законодателя, то в соответствии со ст.15 Конституции Российской Федерации указанные нормы должны применяться независимо от того, в какой закон включены. Нормы, закрепленные в федеральных законах, являются нормами прямого действия и не требуют принятия дополнительных решений.
Складывающаяся судебная практика признает действенность норм о льготах, содержащихся в любых законах. Во многих случаях суд отказывает налоговым органам в исках, предъявленных к налогоплательщикам, заявляющим льготы по основаниям, содержащимся в неналоговых законах. При этом в своем решении судебные органы исходят из вышеизложенной аргументации. Подобное правопонимание вступает в противоречие с налоговым и бюджетным законодательством. Изменение режима налогообложения возможно лишь с помощью внесения изменений и дополнений в законодательный акт по конкретному налогу. Целостность правового регулирования может быть достигнута при условии включения всех налоговых вопросов в налоговое законодательство. Согласно НК РФ налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком предусматриваются в акте законодательства о налогах и сборах при установлении налога (п.2 ст.17).
Кроме того, по общему правилу при регулировании одних и тех же отношений одинаковыми по юридической силе нормативными правовыми актами приоритет имеет акт, принятый позднее. В соответствии со ст.7 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ (с изм. и доп. от 09.07.1999) "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" федеральные законы и иные нормативные правовые акты действуют в части, не противоречащей части первой НК РФ, и подлежат приведению в соответствие с ней. Таким образом, возможность использования льгот по налогам и сборам, содержащихся в нормативных правовых актах, принятых до 1 января 1999 г. (дата введения в действие НК РФ), должна определяться с учетом обязательности закрепления подобных льгот в акте законодательства о налогах и сборах (в законе о конкретном налоге, устанавливающем порядок его уплаты). Вместе с тем льготы по налогам и сборам, основание использования которых возникло у налогоплательщиков до вступления в силу НК РФ, могут применяться, так как согласно п.2 ст.5 Кодекса акты законодательства о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Подписано в печать С.В.Разгулин
04.08.2000 Советник налоговой службы

I ранга "Аудиторские ведомости", 2000, N 8

Вправе ли налоговый орган выставлять в случае нарушения срока уплаты налога инкассовые поручения на все расчетные счета налогоплательщика?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также