Поставщик товара выписывает оптовой торговой организации накладные, в которых не указывает цену, только количество. Цена устанавливается в соответствии с договором в условных единицах, и мы расцениваем накладные самостоятельно. Насколько правильно мы поступаем и если нет, то какие санкции могут быть к нам применены?

Требования к оформлению первичных учетных документов изложены в Законе о бухгалтерском учете. Согласно ст.9 Закона первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:
а) наименование документа;
б) дату составления документа;
в) наименование организации, от имени которой составлен документ;
г) содержание хозяйственной операции;
д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
ж) личные подписи указанных лиц.
Таким образом, денежные значения показателей обязательны для заполнения в первичных учетных документах. При их отсутствии документы не должны приниматься к учету.
В соответствии с Законом о бухгалтерском учете первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания.
Исправления в первичные учетные документы, кроме кассовых и банковских, могут вноситься, но лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений.
Следовательно, внесение денежных показателей в накладную после факта совершения отгрузки товара должно быть подтверждено подписями обеих сторон сделки.
Если этого не сделано, то, в принципе, стороны несут ответственность за нарушение законодательства РФ о бухгалтерском учете.
Согласно ст.18 Закона о бухгалтерском учете руководители организаций и другие лица, ответственные за организацию и ведение бухгалтерского учета, в случае уклонения от ведения бухгалтерского учета в порядке, установленном законодательством РФ и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, привлекаются к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ.
В настоящее время Кодекс об административных правонарушениях РФ и Уголовный кодекс РФ ответственности за рассматриваемое нарушение не предусматривают.
Правомерность же применения ответственности за данное нарушение, предусмотренной ст.120 части первой НК РФ, вызывает сомнения.
Данной статьей предусмотрено в том числе взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей за грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, и штрафа в размере пятнадцати тысяч рублей, если эти деяния совершены в течение более одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения.
При этом под грубым нарушением учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается в том числе отсутствие первичных документов, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, материальных ценностей и других активов предприятия.
Однако в нашем случае первичный документ все же присутствует, факт перехода собственности на материальные ценности имел место, поэтому неотражение такой операции в бухгалтерском учете было бы, на наш взгляд, более грубым нарушением учета доходов и расходов и объектов налогообложения, к тому же повлекшим за собой с большой вероятностью искажение налоговой базы.
Важным документом в этой связи представляется Постановление Президиума ВАС РФ от 24 ноября 1998 г. N 512/98, отменившее решение суда первой инстанции по иску ГНИ о применении к индивидуальному предпринимателю санкций на том основании, что документы, подтверждающие его расходы, были оформлены ненадлежащим образом. Выводы, сделанные Президиумом ВАС и имеющие большое значение для всех налогоплательщиков, следующие:
1) оформление документов, подтверждающих произведенные расходы, с нарушением требований нормативных актов, не опровергает самого факта осуществления данных расходов налогоплательщиком;
2) если представленные налогоплательщиком документы, подтверждающие его расходы, вызывают у налоговых органов сомнения с точки зрения их достоверности, то в обязанности именно налоговых органов входит установление фактических обстоятельств деятельности налогоплательщика.
Таким образом, если налоговые органы, производящие проверку налоговой отчетности предприятия, не принимают такие накладные в качестве оправдательных документов для подтверждения совершенных операций, то предприятию следует обратиться в суд.
Подписано в печать
14.06.2000
"Консультант Бухгалтера", 2000, N 7

На розничном предприятии была проведена контрольная закупка с изъятием товара. Как отразить в учете такие расходы?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также