Подлежат ли обложению НДС услуги библиотек, отнесенных к числу учреждений культуры и искусства, по предоставлению в аренду имущества, в том числе государственного и муниципального?

Сдача в аренду имущества, в том числе библиотеками, отнесенными к учреждениям культуры и искусства, подлежит обложению НДС на основании ст.3 Закона N 1992-1 и п.7 Инструкции N 39.
Законом N 1992-1 не предусмотрено освобождение от уплаты НДС услуг по сдаче в аренду имущества, находящегося как в государственной, так и в муниципальной собственности, за исключением случаев, предусмотренных пп."д" п.1 ст.5 данного Закона. Поэтому при сдаче в аренду объектов недвижимости и других основных фондов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, сумма арендной платы подлежит обложению НДС в общеустановленном порядке. В связи с этим в договорах аренды между арендодателем и арендатором необходимо указывать сумму арендной платы с учетом НДС по ставке 20%.
Механизм исчисления и уплаты в бюджет НДС по арендной плате за аренду государственного или муниципального имущества связан со спецификой уплаты арендной платы в бюджет согласно нормативному Письму Минфина России и Госналогслужбы России от 08.12.1993 N N 143, ЮУ-4-15/194н "О сроках и порядке перечисления в бюджет дивидендов и арендной платы". Данным Письмом предусмотрено, что арендная плата за указанное имущество перечисляется арендатором на соответствующий раздел бюджета (минуя арендодателя). Поэтому арендатор должен также перечислять в бюджет на соответствующий раздел сумму НДС (по ставке 20%), предусмотренную договорами аренды между арендодателем (комитетом) и арендатором.
Если договоры на аренду государственного или муниципального имущества заключаются с библиотеками и арендная плата не перечисляется в бюджет, а используется библиотеками в установленном порядке, то плательщиками НДС в бюджет в соответствии со ст.ст.2 и 3 Закона N 1992-1 являются арендодатели государственного имущества - библиотеки.
По договорам аренды, на основании которых арендаторы государственного имущества самостоятельно перечисляют в бюджет арендную плату (минуя библиотеки), пользуясь порядком, приведенным в нормативном Письме N N 143, ЮУ-4-15/194н, перечисление НДС в бюджет (на соответствующий раздел) по этой арендной плате осуществляют арендаторы государственного имущества.
В соответствии с Законом N 1992-1 услуги по сдаче в субаренду объектов государственного имущества также подлежат обложению налогом на добавленную стоимость на балансе у субарендодателя, получающего в установленном порядке доход от сдачи в субаренду этого имущества.
Если библиотеки осуществляют деятельность по предоставлению в аренду имущества и одновременно иную деятельность, подпадающую под льготный налоговый режим, то в соответствии с п.2 ст.5 Закона N 1992-1 право на получение льгот, предусмотренных пп."н" или другими подпунктами п.1 ст.5 этого Закона, возникает только при наличии раздельного учета затрат по производству и реализации таких товаров (работ, услуг).
Порядок ведения раздельного учета затрат, в том числе накладных расходов, определяется на основании Приказа Минфина России от 09.12.1998 N 60н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика предприятия" ПБУ 1/98", а также отраслевых рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг), которыми может быть предусмотрено распределение накладных расходов, в частности, пропорционально фонду оплаты труда или прямым затратам и др.
Выбор базы, относительно которой распределяются накладные расходы, осуществляется в установленном порядке с оформлением организационно - распорядительного документа руководителя учреждения.
Подписано в печать И.Муравьева
17.03.2000 Советник налоговой службы

I ранга "Финансовая газета. Региональный выпуск", 2000, N 12

Распространяется ли льготный налоговый режим, предусмотренный пп."н" п.12 Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 n 39, на библиотеки негосударственной формы собственности?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также