В связи с тем что у организации много видов деятельности и нет возможности вести раздельный учет льготируемой и нельготируемой по налогу на добавленную стоимость деятельности, возможно ли не пользоваться льготой по НДС? Влечет ли за собой какие-либо последствия неприменение льготы по НДС?

По вопросу установления и использования льгот по налогам и сборам с 1 января 1999 г. следует руководствоваться ст.56 НК РФ с учетом изменений и дополнений, внесенных Законом N 154-ФЗ. В соответствии с п.2 ст.56 части первой НК РФ налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Если предприятие не учитывало льготу при составлении налоговой декларации за какой-либо период, это еще не означает, что оно отказалось ее использовать. Пунктом 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N N 41, 9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" установлено, что при возникновении споров о том, имел ли место отказ налогоплательщика от использования льготы, следует исходить из того, что факт неучета налогоплательщиком налоговой льготы при составлении декларации за конкретный налоговый период сам по себе не означает его отказ от использования соответствующей налоговой льготы в этом периоде. Налогоплательщик может считаться отказавшимся от использования льготы либо приостановившим ее использование только в том случае, когда им подано в налоговый орган соответствующее заявление. Поэтому при представлении бухгалтерской отчетности и расчета по налогу на прибыль за очередной отчетный период предприятие может заявить о своем праве на применение льготы за прошлые отчетные периоды. В данном случае следует уточнить тот расчет с бюджетом, в котором предприятие ошибочно не заявило льготу, независимо от того, что это относится к прошедшему отчетному периоду. Но срок, в течение которого предприятие может подать заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога, ограничен. Согласно ст.78 НК РФ заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
До принятия части второй НК РФ порядок взимания конкретных налогов регулируется действующими федеральными законами. В соответствии с п.2 ст.5 Закона Российской Федерации от 16.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (в ред. от 02.01.2000) предприятия, реализующие товары (работы, услуги), как освобождаемые от налога на добавленную стоимость, так и облагаемые указанным налогом, имеют право на получение льгот, предусмотренных п.1 настоящей статьи, только при наличии раздельного учета затрат по производству и реализации таких товаров (работ, услуг). Действующее бухгалтерское и налоговое законодательство не содержит никаких правил ведения раздельного учета для целей налогообложения НДС. В связи с этим налогоплательщики, ведущие как льготируемые, так и нельготируемые виды деятельности, должны самостоятельно определять порядок ведения раздельного учета затрат в целях правильного исчисления НДС. Выбранный налогоплательщиком порядок ведения раздельного учета затрат должен быть закреплен организационно - распорядительным документом руководителя как элемент учетной политики организации (см. Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/98), утвержденное Приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н). Законом N 1992-1 установлено, что при отсутствии раздельного учета затрат налогоплательщик теряет право на получение льготы по НДС. В то же время этот Закон предоставляет право предприятиям, учреждениям и организациям не применять предоставленную им льготу, если они производят и реализуют товары (работы, услуги), указанные в пп."ф", "х" и "ю" п.1 ст.5 Закона N 1992-1. Таким образом, если налогоплательщик не может организовать раздельный учет затрат по льготируемой и нельготируемой продукции (работам, услугам), то он имеет право реализовывать льготируемую продукцию (работы, услуги) по ценам, включающим в себя НДС (т.е. имеет право отказаться от льготы и взимать НДС с покупателей), только в случаях, предусмотренных пп."ф", "х" и "ю" п.1 ст.5 Закона N 1992-1. При этом исчисление и уплата НДС производится налогоплательщиком в общеустановленном порядке. При реализации всех остальных видов льготируемой продукции отсутствие раздельного учета затрат влечет за собой необходимость в начислении НДС по стоимости такой продукции за счет источников собственных средств налогоплательщика (поскольку он не имеет права отказаться от применения льготы и взимать НДС с покупателя).
Подписано в печать Т.Панченко
17.03.2000 Аудитор
"Финансовая газета", 2000, N 12

Организация, расположенная в Москве, пользуется льготой по налогу на прибыль, зачисляемой в бюджет города. Имеет ли организация право пользоваться этой льготой после 1 апреля 1999 г.?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также