Имеет ли налоговый инспектор право проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика? Как ее проводят?

Статьей 31 Налогового кодекса Российской Федерации определены права налоговых органов, которым, в частности, предоставлено право проводить инвентаризацию имущества, принадлежащего налогоплательщику.
Как правило, инвентаризация может быть назначена в том случае, когда это необходимо для проверки достоверности данных, содержащихся в документах налогоплательщика, и выяснения других существенных обстоятельств в ходе проведения выездной налоговой проверки (ст.89 НК РФ).
Во исполнение п.1 ст.3 НК РФ Минфином России и МНС России Приказом от 10.03.1999 N 20н/ГБ-3-04/39 утверждено Положение о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке (далее - Положение). Положение содержит как общие правила проведения инвентаризации, так и правила проведения инвентаризации отдельных видов имущества. Основной целью инвентаризации является выявление фактического наличия имущества и неучтенных объектов, подлежащих налогообложению.
Распоряжение о проведении инвентаризации имущества налогоплательщика (организации и индивидуального предпринимателя, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и сборы), порядке и сроках ее проведения, составе инвентаризационной комиссии принимает руководитель налоговой инспекции (его заместитель) по месту нахождения налогоплательщика, а также по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества и транспортных средств.
К имуществу налогоплательщика относятся основные средства; нематериальные активы; финансовые вложения; производственные запасы; готовая продукция; товары, прочие запасы; денежные средства; кредиторская задолженность и иные финансовые активы независимо от их местонахождения.
Проверка фактического наличия имущества должна проводиться с обязательным участием должностных и материально ответственных лиц, а также работников бухгалтерии налогоплательщика. Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию, отражены в бухгалтерских регистрах или переданы комиссии, все ценности, поступившие под их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.
Налогоплательщик должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой).
Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера. По материалам и товарам, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, качество этих ценностей может определяться на основании документов при обязательной проверке в натуре (на выборку) части этих ценностей. Определение веса (или объема) навалочных материалов допускается на основании обмеров и технических расчетов.
До начала инвентаризации комиссия получает последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств. Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием до инвентаризации на "....." (дата)". Это должно служить основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным. Сведения о фактическом наличии имущества записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах. Причем инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием средств вычислительной и другой оргтехники, так и ручным способом. Описи заполняются чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток. Наименование инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете. На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.
В описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются. Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии, материально ответственные лица, причем последние в конце описи дают расписку о том, что проверка имущества проведена в их присутствии и у них нет претензий к членам комиссии.
По результатам инвентаризации имущества налогоплательщика составляется ведомость, в которой указывают выявленные недостачи и излишки имущества. Ведомость подписывает председатель инвентаризационной комиссии. Результаты инвентаризации отражаются в акте выездной налоговой проверки и учитываются при рассмотрении материалов налоговой проверки.
Подписано в печать А.Борисов
10.03.2000 Инспектор налоговой службы

III ранга "Финансовая газета. Региональный выпуск", 2000, N 11

Какие документы должен предъявить налоговый инспектор перед началом проведения выездной налоговой проверки? В каких случаях проводится повторная проверка?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также