...Государственное унитарное предприятие осуществляет два вида деятельности: учебную, финансируемую из бюджета, и деятельность по сертификации отдельных услуг. Кроме того, часть помещений сдается в аренду. Как исчислить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль?

Налогообложение организаций, финансируемых полностью или частично за счет бюджетных ассигнований, регулируется Инструкцией Госналогслужбы России от 20.08.1998 N 48 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль бюджетными организациями (учреждениями) и представления отчетности в налоговые органы" (далее - Инструкция N 48).
В соответствии с п.8 Инструкции N 48 налогооблагаемая база бюджетных организаций, кроме ранее переведенных на новые условия хозяйствования, определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации выполненных работ, услуг и других операций без налога на добавленную стоимость и акцизов и фактическими расходами, включенными в перечень расходов бюджетной классификации.
В целях налогообложения учет доходов и расходов от предпринимательской деятельности ведется раздельно по каждому виду предпринимательской деятельности, а также от их основной деятельности, финансируемой за счет бюджетов всех уровней.
Как можно заключить из текста вопроса, организация на новые условия хозяйствования не переводилась и поступления от различных видов деятельности учитываются отдельно. Следовательно, и налоговая база должна определяться по каждому виду деятельности:
по образовательной деятельности - полученные суммы налогообложению не подлежат. В соответствии с п.17 Инструкции N 48 при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль уменьшается на суммы, направленные государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, образованными в соответствии с Законом РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (в ред. Федерального закона от 16.11.1997 N 144-ФЗ) и получившими лицензии в установленном порядке, непосредственно на нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (включая оплату труда) в данном образовательном учреждении;
по деятельности, связанной с выдачей сертификатов (предпринимательской), - налоговая база определяется порядком, указанным выше, - т.е. в виде разницы между доходами и расходами 38 тыс. руб. При этом предприятие может использовать льготу, предусмотренную п.5 ст.6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций":
"...Для предприятий, получивших в предыдущем году убыток (по данным годового бухгалтерского отчета), освобождается от уплаты налога часть прибыли, направленная на его покрытие, в течение последующих пяти лет (при условии полного использования на эти цели средств резервного и других аналогичных по назначению фондов, создание которых предусмотрено законодательством)".
В соответствии с Письмом МНС России от 07.12.1999 N ВГ-6-02/976 "О льготе по налогу на прибыль на покрытие убытка за предыдущий год" организация имеет право заявлять льготу, предусмотренную данным пунктом, в размере 1/5 части полученного убытка за каждый год.
То есть в данном случае льготируемая сумма составит 8 тыс. руб. (1/5 от суммы полученного убытка);
по суммам арендной платы - включение полученных доходов в налоговую базу зависит от того, на какие цели они использованы, - если имеются документальные подтверждения тому, что полученная арендная плата использована на обеспечение образовательного процесса, то эти суммы налогообложению не подлежат. Если же полученные доходы использовались на цели, связанные с предпринимательской деятельностью, либо не использовались вообще, - они подлежат включению в налоговую базу на общих основаниях.
Для организаций, переведенных на новую систему хозяйствования и учитывающих поступающие доходы совместно с бюджетными ассигнованиями, Инструкцией N 48 предусмотрена другая, более сложная схема, основанная на расчете удельного веса сумм, поступивших из различных источников, и расчете удельного веса расходов на различные цели.
Подписано в печать
10.02.2000
"Консультант Бухгалтера", 2000, N 3

Имеют ли право налоговые органы оштрафовать подотчетное лицо на сумму подоходного налога после прошествия 3 дней с момента получения из кассы предприятия подотчетной суммы, даже лицо, командированное на срок свыше 3 дней? Какой документ это регламентирует? Как этого избежать?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также