...Коммерческая организация получает целевое финансирование на развитие и реконструкцию производственной базы в соответствии со ст.2 Закона г. Москвы n 19. В настоящее время других источников финансирования не имеется, т.к. осуществляется реконструкция здания спорткомплекса. Следует ли платить налог на прибыль в федеральный бюджет с целевого финансирования?

Прежде всего необходимо заметить, что ст.2 Закона г. Москвы от 18.06.1997 N 19 "О ставках и льготах по налогу на прибыль" (далее - Закон г. Москвы N 19) для предприятий и организаций, расположенных на территории г. Москвы, независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности при исчислении налога на прибыль, зачисляемого в городской бюджет, установлены дополнительные льготы.
Порядок применения вышеназванного Закона г. Москвы N 19 изложен в Письме ГНИ по г. Москве от 13.04.1999 N 11-13/10232 "О порядке применения Закона города Москвы от 18.06.1997 N 19 "О ставках и льготах по налогу на прибыль" (ред. от 19.07.1999), в связи с изданием которого утратило силу Письмо ГНИ от 29.01.1999 N 311-13/2464. Льгота, предоставляемая в данном случае на реконструкцию здания спорткомплекса, может быть предоставлена как инвесторам, так и получателям средств.
Предприятия, получившие средства на указанные цели, не включают их в состав налогооблагаемой базы при исчислении налога на прибыль в бюджет г. Москвы при условии целевого использования. Ответственность за целевое использование средств несет получатель средств. При этом следует иметь в виду, что неизрасходованные средства не рассматриваются как использованные не по целевому назначению. В целях правильного применения указанной льготы организации, получающие средства, должны обеспечить раздельный учет их использования. При нецелевом использовании льготируемых средств они подлежат изъятию в городской бюджет. Организации, получающие целевые средства, одновременно с квартальной отчетностью представляют в налоговый орган отчет о получении и использовании этих средств по форме согласно Приложению 1 к Письму ГНИ по г. Москве от 13.04.1999 N 11-13/10232 (см. пп.1 п.1 разд.III Письма ГНИ по г. Москве N 11-13/10232).
Порядок определения налогооблагаемой прибыли установлен Законом РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (ред. от 04.05.1999). При этом льготирование средств, полученных от других предприятий и организаций в виде целевого финансирования, данным Законом не установлено.
Таким образом, организации, получающие от других предприятий средства в виде целевого финансирования, должны включать их в налогооблагаемую прибыль как доходы от внереализационных операций (см. п.6 ст.2 указанного Закона) и соответственно отражать их по строке 120 формы N 2 "Отчет о прибылях и убытках" (см. п.3.9 Инструкции о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности, утвержденной Приказом Минфина России от 12.11.1997 N 97 (в ред. от 20.10.1998).
В то же время в разд.V вышеуказанного Письма ГНИ N 11-13/10232 со ссылкой на письма Госналогслужбы России разъяснено, что если получателем средств является коммерческая организация (см. ст. 50 ГК РФ), то она имеет право не учитывать средства, получаемые на целевые мероприятия в порядке действия налоговых льгот, установленных ст.2 Закона г. Москвы N 19, в составе налогооблагаемой прибыли при определении суммы налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в пределах льготируемой суммы взноса у инвестора.
Таким образом, у получателя целевыми будут считаться средства в той сумме, на которую инвестор получил льготу по специальному расчету к строке 10"б" Расчета налога от фактической прибыли. В этом случае полученные средства отражаются на счете 96 "Целевые финансирования и поступления" (проводка Дебет 51 - Кредит 96), не включаются в состав налогооблагаемой прибыли (см. Приложение 2 к Письму ГНИ N 11-13/10232) и не подлежат отражению в форме N 2 "Отчет о прибылях и убытках" по строке 120 как внереализационные доходы. При этом если в ходе документальной проверки налоговыми органами будут выявлены отклонения в размере предоставленной налоговой льготы, то на их величину начисляется налог в федеральный бюджет, а также в общеустановленном порядке - пени.
Если инвестору льгота в городской бюджет предоставлена на сумму меньшую, чем он фактически перечислил получателю, то в этом случае разница между фактически перечисленными средствами получателю и предоставленной льготой будет рассматриваться как безвозмездное перечисление средств получателю (см. п.6 ст.2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (в ред. от 04.05.1999). В этом случае указанную разницу следует отнести на счет 80 "Прибыли и убытки" (см. проводки в Приложении 2 к Письму ГНИ N 11-13/10232) как не заявленную инвесторами в качестве налоговой льготы, отразить по строке 120 формы N 2 "Отчет о прибылях и убытках" как внереализационные доходы (см. п.3.9 Инструкции о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности, утвержденной Приказом Минфина России от 12.11.1997 N 97 (в ред. от 20.10.1998) и начислить налог на прибыль в федеральный бюджет в общеустановленном порядке.
При этом следует заметить, что письма Госналогслужбы России и ГНИ по г. Москве не являются нормативными документами, они носят лишь разъяснительный характер и не вправе устанавливать льготы по налогу на прибыль, зачисляемую в федеральный бюджет.
Подписано в печать Е.Шаронова

10.01.2000 "АКДИ "Экономика и жизнь", 2000, N 1

...За 1998 г. прибыль составила 1008 тыс. руб, начислен налог на прибыль - 186 тыс. руб., отвлеченные средства составили 1665 тыс. руб. Нераспределенный убыток отчетного года - 843 тыс. руб. Фонды и чистая прибыль на предприятии отсутствуют. Может ли предприятие получить льготу по налогу на прибыль за 1998 г. по затратам на содержание ЖКХ и детсада?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также