Покупатель через некоторое время после приобретения товара обнаружил брак. Может ли он возвратить бракованный товар продавцу и в какие сроки? Что должен делать продавец с возвращенным товаром?

Информация по вопросам бракованного товара содержится в следующих нормативных документах и письмах:
Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ);
Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ);
Кодекс законов о труде Российской Федерации (КЗоТ РФ) (с изменениями и дополнениями от 25.09.1992, 22.12.1992, 27.01.1995, 15.02.1995, 18.07.1995, 24.08.1995, 24.11.1995, 24.11.1996, 17.03.1997, 06.05.1998, 24.07.1998, 31.07.1998, 30.04.1999);
Закон Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (в ред. Федерального закона от 09.01.1996 N 2-ФЗ);
Постановление Правительства Российской Федерации от 05.08.1992 N 552 "Об утверждении Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли" (с изменениями и дополнениями от 26.06.1995, 01.07.1995, 20.11.1995, 21.03.1996, 14.10.1996, 22.11.1996, 11.03.1997, 31.12.1997, 27.05.1998, 05.09.1998, 06.09.1998, 11.09.1998, 26.06.1999, 12.07.1999);
Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания (утв. Роскомторгом и Минфином России 20.04.1995 N 1-550/32-2);
Основные положения по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях (утв. ЦСУ СССР, Госпланом СССР, Госкомцен СССР и Минфином СССР 20.07.1970 N АБ-21-Д);
Методические рекомендации по учету и оформлению операции приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли (утв. Письмом Роскомторга от 10.07.1996 N 1-794/32-5);
Постановление Совета Министров СССР от 25.07.1988 N 888 "Об утверждении Положения о поставках продукции производственно - технического назначения, Положения о поставках товаров народного потребления и Основных условий регулирования договорных отношений при осуществлении экспортно - импортных операций";
Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности предприятий (утв. Приказом Минфина СССР от 01.11.1991 N 56) (с изменениями и дополнениями от 28.12.1994, 28.07.1995, 27.03.1996, 17.02.1997);
Инструкция о порядке приемки продукции производственно - технического назначения и товаров народного потребления по качеству (утв. Постановлением Госарбитража СССР от 25.04.1966 N П-7) (с изменениями и дополнениями от 29.12.1973 и от 14.11.1974);
Инструкция Госналогслужбы России от 11.10.1995 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями от 23.01.1996, 14.03.1996, 22.08.1996, 12.03.1997, 29.12.1997, 07.08.1998, 19.07.1999);
Письмо Минфина России от 12.11.1996 N 96 "О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с налогом на добавленную стоимость и акцизами" (согласно Письму Минюста России от 27.11.1996 N 07-02-1125-96 настоящее Письмо является нормативно - техническим документом и в государственной регистрации не нуждается);
Письмо Госналогслужбы России от 17.06.1994 N ВГ-6-01/213 [О разъяснениях Госналогслужбы России по отдельным вопросам бухгалтерского учета и отчетности предприятий и организаций, связанным с применением налогового законодательства о налогообложении прибыли (доходов) юридических лиц за 1992 - 1993 гг.];
Письмо Госналогинспекции по г. Москве от 01.07.1998 N 30-08/19487 "О налоге на добавленную стоимость";
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 25.12.1997 N 04-03-11 [О порядке составления счетов - фактур предприятиями розничной торговли].
Статьей 469 ГК РФ установлено, что продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору (п.1 ст.469 ГК РФ), либо при отсутствии в договоре купли - продажи условий о качестве товара - товар, пригодный для целей, для которых он обычно используется (п.2 ст.469 ГК РФ). Лишь в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе отказаться от исполнения договора, т.е. возвратить весь товар. В случае обнаружения существенного нарушения требований к качеству части товаров, входящих в комплект, покупатель вправе отказаться от исполнения договора в части и возвратить лишь ту часть товара, которая не соответствует условию о качестве (ст.475 ГК РФ).
Отсюда следует, что под бракованным товаром, подлежащим возврату, в ГК РФ понимается товар с существенными нарушениями требований к его качеству.
В организациях, осуществляющих торговлю, зачастую возникают сложности с юридическим оформлением и отражением в бухгалтерском учете операций по возврату товаров. Существенные изменения в схему возврата товара внес НК РФ. Он определил понятие реализации как передачу на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, - и на безвозмездной основе (ст.39 НК РФ). Это определение позволяет разработать порядок юридического оформления и бухгалтерского учета операций по возврату (передаче) бракованного товара, не являющемуся реализацией.
Право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором (ст.223 ГК РФ). Передачей признается вручение вещи приобретателю, а равно сдача перевозчику для отправки приобретателю или сдача в организацию связи для пересылки приобретателю вещей, отчужденных без обязательства доставки. Вещь считается врученной приобретателю с момента ее фактического поступления во владение приобретателя или указанного им лица (ст.224 ГК РФ).
Таким образом, если иное не предусмотрено договором купли - продажи, момент перехода права собственности определен моментом вручения товара покупателю или указанному им лицу, либо моментом предоставления товара в распоряжение покупателя в месте нахождения товара, либо моментом сдачи товара перевозчику или организации связи. Это и будет датой отражения в бухгалтерском учете реализации товаров (работ, услуг).
Порядок приемки товаров по качеству устанавливается договором. Договором может быть предусмотрено условие приемки товаров в порядке, установленном Инструкцией о порядке приемки продукции производственно - технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденной Постановлением Госарбитража СССР от 25.04.1966 N П-7 (ч.3 п.14 Постановления пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.10.1997 N 18).
Приемка товаров может быть подтверждена оформлением следующих документов:
акт о приемке товаров (форма N ТОРГ-1, предусмотренная введенными в действие с 01.01.1999 Унифицированными формами первичной учетной документации по учету торговых операций, утвержденными Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132);
товарная накладная (форма N ТОРГ-12, утв. Постановлением N 132);
товарно - транспортная накладная (форма N 1-Т, предусмотренная Унифицированными формами первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте, утвержденными Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78);
другие сопроводительные документы.
В бухгалтерском учете реализация товаров отразится проводками:
У продавца
при общепринятом моменте перехода права собственности:
Д-т 62, К-т 46 - передача товаров покупателю или указанному им лицу, перевозчику, отделению связи;
Д-т 46, К-т 41 - списание реализованных товаров;
при условии перехода права собственности в момент оплаты, зачета взаимных требований и др.:
Д-т 45, К-т 41 - передача товаров покупателю, перевозчику или отделению связи;
Д-т 50, 51, 52, 76, 62, К-т 46 - отражение реализации в момент оплаты товаров, зачета взаимных требований и др.;
Д-т 46, К-т 45 - списание реализованных товаров.
У покупателя
при общепринятом моменте перехода права собственности:
Д-т 41, К-т 60 - приемка товаров;
при условии перехода права собственности в момент оплаты, зачета взаимных требований и др.:
Д-т 002 - приемка товаров;
Д-т 60, К-т 50, 51, 52, 76, 62 - оплата товаров, зачет взаимных требований и др.;
К-т 002 - товары сняты с ответственного хранения;
Д-т 41, К-т 60 - оприходование товаров на склад.
По общему правилу, если покупателем товар принят и право собственности на него перешло к покупателю, то возврат товара продавцу в соответствии с действующим законодательством является реализацией. Тогда покупатель по новому обязательству (возврат) будет выступать в качестве продавца, а продавец - в качестве покупателя, и возврат в бухгалтерском учете будет отражаться обычными проводками по реализации без корректировки предыдущих проводок и без уменьшения ранее выплаченных налогов.
Однако возврат (передача) бракованного товара (товара ненадлежащего качества) не является реализацией, о чем будет сказано ниже.
Возврат товара ненадлежащего качества
В случае существенного нарушения требований к качеству товара или к качеству части товаров, входящих в комплект, покупатель вправе отказаться от исполнения договора, т.е. возвратить весь товар или соответственно отказаться от исполнения договора в части и возвратить лишь ту часть товара, которая не соответствует условию о качестве (ст.475 ГК РФ). Из п.2 ст.475 следует, что покупатель может вернуть товар ненадлежащего качества после его приемки и оприходования на балансе ("отказаться от исполнения договора купли - продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы"). Продавец отвечает за недостатки товара, которые возникли до его передачи покупателю, или по причинам, возникшим до этого момента. При этом покупатель должен доказать продавцу, что недостатки или причины, их вызвавшие, возникли до передачи ему товара продавцом (п.1 ст.476).
В отношении товара, на который продавцом предоставлена гарантия качества, продавец сам должен доказывать, что недостатки товара возникли после его передачи покупателю вследствие нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранения, либо действий третьих лиц, либо непреодолимой силы. Исключением из этого правила является случай, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены покупателем по истечении гарантийного срока. Тогда бремя доказывания факта, что недостатки или причины, их вызвавшие, возникли до передачи товара продавцом, лежит на покупателе.
Если иное не установлено законом или договором купли - продажи, сроки предъявления требований, связанных с недостатками товара, устанавливаются ст.477 ГК РФ.
При реализации товаров населению следует руководствоваться Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" (в ред. Закона N 2-ФЗ). Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), где под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли.
Порядок исчисления сроков (начало срока, окончание срока, в частности окончание срока в нерабочий день, порядок совершения действий в последний день срока) установлен гл.11 ГК РФ, а также начиная с 18.08.1999 (день вступления в силу Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации") ст.6.1 НК РФ.
Согласно ст.477 ГК РФ, если на товар установлен гарантийный срок или срок годности, покупатель вправе предъявить претензию продавцу в течение этого срока.
В случае, когда на комплектующее изделие в договоре купли - продажи установлен гарантийный срок меньшей продолжительности, чем на основное изделие, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками комплектующего изделия, при их обнаружении в течение гарантийного срока на основное изделие. Если же установленный гарантийный срок комплектующих изделий больше, чем основного изделия, претензия предъявляется в течение гарантийного срока на комплектующее изделие.
Продавец несет ответственность в пределах срока не менее двух лет со дня передачи товара покупателю даже в случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены покупателем по истечении гарантийного срока.
В случае, когда на товар не установлен гарантийный срок или срок годности, претензии могут быть предъявлены покупателем в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю, если более длительный срок не установлен законом или договором купли - продажи. Срок для выявления недостатков товара, подлежащего перевозке или отправке по почте, исчисляется со дня доставки товара в место его назначения.
Закон N 2300-1 (в ред. Закона N 2-ФЗ) (п.1 ст.19) устанавливает иной срок в отношении товара, не являющегося недвижимым имуществом. А именно, в отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель (население) вправе предъявить требования о возврате, если недостатки товаров обнаружены в течение шести месяцев со дня передачи их потребителю. Согласно Закону (п.2 ст.19) гарантийный срок товара, а также срок его службы исчисляются со дня продажи товара потребителю. Если день продажи товара установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня изготовления товара. Для сезонных товаров (обуви, одежды и прочих) эти сроки исчисляются с момента наступления соответствующего сезона, срок наступления которого определяется соответственно субъектами Российской Федерации исходя из климатических условий места нахождения потребителей. В отношении недвижимого имущества гарантийный срок и срок службы исчисляются с момента государственной регистрации договора купли - продажи недвижимого имущества.
Закон N 2300-1 (в ред. Закона N 2-ФЗ) (п.5 ст.19) продлевает срок предъявления претензии изготовителю против срока, установленного ГК РФ, до 10 лет со дня передачи товара, если срок службы товара не установлен.
Если это прямо предусмотрено договором, то применяются сроки, установленные Постановлением Совета Министров СССР от 25.07.1988 N 888 "Об утверждении Положения о поставках продукции производственно - технического назначения, Положения о поставках товаров народного потребления и Основных условий регулирования

Должен ли нотариус при получении в наследство сумм, находящихся во вкладе банка, в справке о стоимости имущества указывать сумму начисленных на них процентов для исчисления налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также