К нашей организации дирекцией внебюджетного экологического фонда была применена санкция в виде безакцептного списания средств после истечения срока внесения в указанный экофонд платежей за загрязнение природной среды. Правомерно ли применение данной санкции именно дирекцией внебюджетного фонда?..

Пунктом 4 ст.20 Закона РФ от 19.12.1991 N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" (в ред. от 02.06.1993 N 5076-1) предусмотрено, что предприятия вносят плату за загрязнение природной среды в бесспорном порядке. При этом не указано, какие органы правомочны осуществлять списание средств со счетов предприятий при невнесении указанных платежей в бюджет и экологические фонды.
Подпунктом 17 п.8 Постановления Правительства РФ от 26.05.1997 N 643 "Об утверждении Положения о Государственном комитете Российской Федерации по охране окружающей среды" Госкомэкологии России предоставлено право взыскивать в установленном порядке задолженность по платежам за загрязнение окружающей среды. Эта норма установлена еще Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632, в котором говорится, что перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Госкомэкологии России. По истечении установленных сроков суммы платежей взыскиваются с природопользователей в безакцептном порядке (см. п.9 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного этим Постановлением).
Дирекции внебюджетных экологических фондов в указанных выше нормативных актах не упомянуты и применять право бесспорного взыскания средств не вправе. Применение же такого права самими территориальными государственными органами Госкомэкологии России может быть оспорено в арбитражных судах по следующим основаниям.
Статьей 854 ГК РФ от 26.01.1996 N 14-ФЗ (в ред. от 24.10.1997 N 133-ФЗ) предусмотрено, что без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.
Поскольку здесь имеется в виду специальное законодательство, регулирующее порядок списания средств, то нормы Закона РФ "Об охране окружающей природной среды" в рассматриваемом случае, по нашему мнению, учитываться не должны. К этому следует добавить, что Федеральным законом от 05.05.1995 N 71-ФЗ "О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" признано утратившим силу с 1 июля 1995 г. Положение о претензионном порядке урегулирования споров, утвержденное Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.06.1992 N 3116-1, устанавливавшее бесспорный порядок списания кредитором признанных должником сумм по претензиям.
Подписано в печать В.В.Петрунин
27.12.1999 Советник налоговой службы

I ранга "Налоговый вестник", 2000, N 1

...Закон РФ "О закрытом административно - территориальном образовании" предусматривает, что в доходы бюджета ЗАТО зачисляются все налоги с их территорий. Однако налоговые органы требуют производить уплату федеральных налогов в федеральный бюджет в полном объеме, несмотря на отнесение региона к ЗАТО. Правомерны ли действия налоговых органов в данном случае?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также