...Муниципальное предприятие реализует основные средства. Комитет по управлению имуществом дает разрешение и указывает: "20% от сделки перечислить комитету", ссылаясь на п.3.6.1 Закона о приватизации. В распоряжении подразумевается 20% прибыли, остающейся у предприятия. Предприятие считает, что следует отдать 20% получаемой прибыли. Кто прав?

Данный вопрос мы привели почти дословно (исправив лишь некоторые стилистические ошибки), для того чтобы обратить внимание читателей на необходимость более точной формулировки присылаемых вопросов и уточнения документов, на которые делается ссылка.
Во-первых, в законе не может быть п.3.6.1 - в законах текст сформулирован по-другому - статьи, пункты и абзацы. Кроме того, из текста вопроса абсолютно не ясно, о каких суммах идет речь - о всей сумме, проводимой по кредиту счета 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств" (реализация), или только о сумме превышения кредитовых оборотов над дебетовыми (прибыль от реализации).
Удалось установить, что в данном случае речь идет о п.3.6.2 Основных положений Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ после 1 июля 1994 года, утвержденных Указом Президента РФ от 22 июля 1994 г. N 1535 (в ред. Указов Президента РФ от 2 апреля 1997 г. N 277, от 16 апреля 1998 г. N 396, от 25 января 1999 г. N 112).
Данным пунктом установлено, что порядок продажи имущества (активов) действующих государственных (муниципальных) предприятий определяется самими предприятиями с разрешения соответствующего комитета по управлению имуществом с учетом мнения соответствующего (отраслевого) федерального органа исполнительной власти. При этом 80 процентов средств, полученных от продажи имущества, остаются в распоряжении предприятия и не могут быть направлены на оплату труда, а 20 процентов распределяются в соответствии с нормативами распределения средств от приватизации.
Порядок отражения соответствующих операций в бухгалтерском учете установлен в п.2.13 Положения о порядке уплаты, распределения, учета и контроля за поступлением средств от приватизации государственной, муниципальной собственности, утвержденного Госкомимуществом России 25 августа 1995 г. N АК-19/7370, Минфином России 1 сентября 1995 г. N 98, Госналогслужбой России 10 августа 1995 г. N ВЗ-6-15/433, РФФИ 18 августа 1995 г. N ФИ-11-1/2459.
В соответствии с этим пунктом средства от приватизации, перечисляемые покупателями на счет продавца, отражаются в бухгалтерском учете по дебету счета 55 "Специальные счета в банках" и кредиту счета 96 "Целевые финансирование и поступления", субсчет "Средства от приватизации, подлежащие распределению по нормативам".
То есть на этапе реализации имущества (в данном случае - объектов основных средств) ни счета реализации, ни счета учета финансовых результатов не используются.
Далее предлагается следующая схема бухгалтерских проводок:
дебет счета 96 кредит счета 88 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)", субсчет "Фонды специального назначения", - на сумму средств от приватизации, оставляемых в распоряжении органов приватизации;
дебет счета 96 кредит счета 67 "Расчеты по внебюджетным платежам" - на сумму средств, причитающихся к перечислению Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом, Российскому фонду федерального имущества, Федеральному фонду поддержки предпринимательства, Комитету Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству (с ведением аналитического учета по каждому получателю);
дебет счета 96 кредит счета 68 "Расчеты с бюджетом" - на сумму средств, причитающихся к перечислению в соответствующие бюджеты (с ведением аналитического учета по видам бюджетов);
дебет счета 96 кредит счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - на сумму средств, причитающихся к перечислению соответствующему комитету по управлению имуществом, фонду имущества, местному органу архитектуры и градостроения, местному комитету по земельным ресурсам.
Средства, вырученные от продажи имущества, перечисляются по предназначению непосредственно со специального счета:
дебет счетов задолженности, образовавшейся в результате вышеприведенных проводок, кредит счета 55 - на сумму перечисленных по назначению.
Средства, остающиеся в распоряжении продавца, перечисляются со специального счета на его расчетный счет. При этом оформляется проводка:
дебет счета 51 "Расчетный счет" кредит счета 55.
Таким образом, нетрудно убедиться, что в результате всех оформленных проводок в балансе организации, реализующей имущество, увеличится дебетовое сальдо по счету 51 и кредитовое сальдо по счету 88. Остальные денежные средства пройдут транзитом по счетам 55 и 96 (в том числе и средства, направляемые КУГИ <*>). В данном случае мы не видим каких-либо проблем, где именно отражать полученные средства - на счете 88 или 80. Напротив, если бы средства, причитающиеся продавцу, относились в кредит счета 80, то формально их следовало бы включить в состав валовой и налогооблагаемой прибыли.
--------------------------------
<*> Комитет по управлению государственным имуществом (КУГИ).
Другими словами, организация не уплачивает 20 процентов своей чистой прибыли, а получает 80 процентов прибыли, очищенной от налогообложения.
Подписано в печать
10.09.1999
"Консультант Бухгалтера", 1999, N 10

Предприятие имеет на своем балансе объекты социальной сферы . Каким образом должны быть организованы бухгалтерский учет выручки и затрат, их отражение в форме n 2 "Отчет о прибылях и убытках"?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также