...В связи с введением в действие с 1 января 1999 г. части первой НК РФ налогоплательщики и представители налоговых органов по-разному трактуют смысл п.9 ст.78. Имеет ли право налогоплательщик требовать выплаты процентов за каждый день нарушения срока в связи с наличием отрицательного сальдо по счету 68 "Расчеты с бюджетом" по НДС?

Да, действительно, п.9 ст.78 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) предусмотрен возврат суммы излишне уплаченного налога в течение двух недель со дня подачи заявления о возврате. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенного в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата по ставке рефинансирования Банка России, действовавшей в дни нарушения срока возврата.
Однако действие этой нормы напрямую связано с уплатой (переплатой) соответствующих сумм налогов, включая налог на добавленную стоимость, непосредственно в бюджет.
Когда мы имеем дело с налогом на добавленную стоимость, то в силу специфики его методологического определения и исчисления образование отрицательного сальдо по счету 68 "Расчеты с бюджетом", то есть превышение дебетовых оборотов над кредитовыми, обусловлено не реальной (фактической) переплатой сумм в бюджет, а превышением сумм налога, уплаченных поставщикам - хозяйствующим субъектам за поставленные материальные ресурсы (работы, услуги), над суммами налога, полученными за реализованные товары (работы, услуги) от своих покупателей.
Следует отметить, что наличие указанного отрицательного сальдо по этому счету свидетельствует с точки зрения бухгалтерского учета о начислении (учете) сумм НДС, подлежащих позднее уплате в бюджет.
Причем в силу специфики этого налога кредитовые обороты по счету 68 говорят о начисленных к уплате суммах НДС со стороны самого налогоплательщика, а дебетовые обороты - это потенциальные налоговые обязательства по уплате отраженных сумм НДС со стороны поставщика, которому и была оплачена вся сумма поставки материальных ресурсов (работ, услуг), включая суммы НДС.
Это в полной мере подтверждается тем обстоятельством, что перечисленные поставщику со стороны покупателей - заказчиков суммы НДС по приобретенным материальным ресурсам (работам, услугам) долгое время в бюджет поставщиками не уплачиваются, приводя к образованию на их балансе значительных сумм недоимки (задолженности перед бюджетом).
Таким образом, по своей сути наличие отрицательного сальдо по счету 68 по налогу на добавленную стоимость означает не переплату сумм налога в бюджет, а превышение сумм налога, уплаченных поставщику в составе выручки за приобретенные материальные ресурсы (работы, услуги), под суммами налога, полученного от покупателей за реализацию продукции. В этом смысле возмещение (зачет) налогоплательщику указанного отрицательного сальдо носит не восстановительный (возвратный из бюджета) смысл обязательства государства, а компенсационный, то есть учет временно осуществленной переплаты (изъятия) собственных оборотных (или привлеченных заемных) средств в пользу другого хозяйствующего субъекта - поставщика.
Такое понимание вопроса в полной мере относится к любым формам (видам) образования отрицательного сальдо по этому счету, включая хозяйственные операции по экспорту в дальнее зарубежье, когда кредитовых оборотов по этому счету вообще может не быть в результате отсутствия объекта налогообложения в силу льготирования.
Применительно к налогу на добавленную стоимость типичным примером правомерности реализации налогоплательщиком права, предусмотренного п.9 ст.78 части первой НК РФ, является истребование возврата сумм налога с использованием процентного механизма за несвоевременность его возврата только при фактическом перевзносе в бюджет сумм НДС над суммами налога, начисленными к уплате в бюджет (стр. 7 минус стр. 6.1 Расчета по налогу на добавленную стоимость Налоговой декларации).
Подписано в печать Б.А.Минаев
23.04.1999 Государственный советник

налоговой службы II ранга "Налоговый вестник", 1999, N 5

В связи с активизацией процесса реформирования налоговой системы хочется понять позицию государственных органов, в том числе Госналогслужбы России, относительно постановки вопроса со стороны налогоплательщиков о возможности расширения льготирования по НДС. Какие законодательные акты существуют на этот счет?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также