Вправе ли налоговые органы проводить документальные проверки на предприятиях, в учреждениях и организациях? Как часто и в какие сроки налоговая инспекция имеет право на проверку фирмы?

В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации "каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы". Указом Президента Российской Федерации от 31.12.1991 N 340 создана единая система контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей - Государственная налоговая служба РСФСР, в декабре 1998 г. преобразованная в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.
Согласно ст.82 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая) (далее - Кодекс) налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Кодексом.
В целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах (ст.83 Кодекса).
Согласно Кодексу (ст.87) налоговая проверка может быть двух видов - камеральная и выездная. Камеральные налоговые проверки проводятся в отношении всех налогоплательщиков, а выездные - только в отношении организаций (согласно п.2 ст.11 Кодекса к организациям относятся юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации) и индивидуальных предпринимателей (т.е. физических лиц, зарегистрированных в установленном порядке и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также физических лиц, самостоятельно осуществляющих на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение дохода от оказания платных услуг, и не подлежащих регистрации в этом качестве в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе частные нотариусы, частные охранники, частные детективы или иные физические лица, занимающиеся деятельностью, не отнесенной гражданским законодательством к предпринимательской).
Налоговой проверкой независимо от ее вида может быть охвачен такой временной период деятельности налогоплательщика, который не превышает три календарных года, предшествующих году проведения проверки. Если при проверке у налоговой инспекции возникает необходимость в получении информации о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами, ею могут быть востребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика.
Что касается порядка проведения налоговых проверок, то здесь необходимо отметить особенности в проведении как камеральной, так и выездной проверок. Так, ст.88 Кодекса установлено, что камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком и служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Она проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение двух месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, необходимых для исчисления и уплаты налога документов. Кроме того, при проверке налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или установлены противоречия в сведениях, содержащихся в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок. По результатам камеральной проверки налоговый орган направляет требование об уплате не только соответствующей суммы доплаты по налогу, но и пени.
Выездная налоговая проверка осуществляется в соответствии с годовыми (квартальными) планами работы налоговой инспекции. При необходимости проводятся внеплановые проверки предприятий, а также специальные тематические проверки.
В ходе проверки члены ревизионной группы налоговой инспекции изучают имеющиеся материалы предыдущей проверки, поступившие сигналы о нарушении налогового законодательства и другие документы, характеризующие работу и финансовое состояние налогоплательщика.
К особенностям выездной налоговой проверки относятся следующие нормы, установленные Кодексом (ст.89):
проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа;
проверка проводится не чаще одного раза в год и не может продолжаться более двух месяцев, в исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной проверки до трех месяцев;
при необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения;
при наличии у осуществляющих проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены, проводится изъятие этих документов (их копий) по акту, в котором должна быть обоснована необходимость изъятия и приведен перечень изымаемых документов. При изъятии документов налогоплательщик имеет право делать замечания, которые должны быть по его требованию внесены в акт. Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика. В случае отказа налогоплательщика скрепить печатью или подписью изымаемые документы об этом делается специальная отметка. Копия акта об изъятии документов передается налогоплательщику.
Выездная налоговая проверка, связанная с реорганизацией или ликвидацией организации - налогоплательщика, а также проводимая вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, может осуществляться независимо от времени предыдущей проверки.
По результатам выездной проверки должностными лицами налоговой инспекции составляется акт, который подписывают эти лица и руководитель проверяемой организации либо индивидуальный предприниматель. В акте проверки указываются документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отмечается отсутствие таковых.
Если по результатам налоговой проверки акт не составлен, то считается, что проверка состоялась и правонарушения отсутствуют.
Подписано в печать А.В.Борисов
09.04.1999 ГНИ по Московской области
"Финансовая газета. Региональный выпуск", 1999, N 15

В розничном торговом предприятии часть торговой площади сдана в аренду. НДС, налог на пользователей автодорог и налог на содержание жилфонда рассчитываются от суммы торговой наценки на реализуемый товар. Как будет влиять сумма аренды, полученная от арендатора, на эти налоги? Следует ли отражать сумму аренды, включая НДС, на счете 46 или на счете 80 за минусом НДС?..  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также