Какие предусматриваются изменения в налогообложении при пользовании недрами для организаций при заключении ими соглашений о разделе продукции? Правомерно ли при этом применять новую процедуру налогообложения, предусмотренную Законом "О соглашениях о разделе продукции", или необходимо внесение изменений и в другие законодательные акты?

В ст.13 Федерального закона от 30.12.1995 N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" (в ред. от 10.02.1999) решаются вопросы, связанные с налогами и платежами при исполнении соглашения. В ней, в частности, предусмотрены случаи освобождения инвестора от взимания отдельных налогов, сборов, акцизов и иных обязательных платежей (в т.ч. при пользовании недрами), а также особенности уплаты и льготы по ним.
До внесения изменений в налоговое и иное законодательство Федеральным законом от 10.02.1999 N 32-ФЗ "О внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" практическое использование норм данной статьи было крайне затруднено и вызывало, пожалуй, наибольшие споры с 1996 г. по следующим основаниям.
Законами "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" не допускалось внесение изменений в налоговую систему и предоставление налоговых льгот, не предусмотренных налоговым законодательством. При этом изменение режима налогообложения по указанным налогам осуществлялось путем внесения изменений и дополнений в действующий законодательный акт Российской Федерации по конкретному налогу.
Статьей 56 части первой Налогового кодекса Российской Федерации от 16.07.1998 N 147-ФЗ также предусмотрено, что льготами по налогам признаются те преимущества перед другими налогоплательщиками, которые предусмотрены законодательством о налогах и сборах.
В связи с этим делался обоснованный вывод: в соглашении может предусматриваться изменение порядка уплаты налога (а точнее, предоставления льготы по налогу) только после внесения изменения в соответствующий акт налогового законодательства.
После выхода Федерального закона от 10.02.1999 N 32-ФЗ эти вопросы решены, так как практически все льготы по налогам и особенности их исчисления, предусмотренные ст.13 рассматриваемого Закона, нашли конкретное воплощение в дополнениях и изменениях к Законам РФ "О недрах", "О континентальном шельфе Российской Федерации", "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", "Об иностранных инвестициях в РСФСР", "О таможенном тарифе", "О дорожных фондах в Российской Федерации", "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", "О налоге на имущество предприятий", "О налоге на добавленную стоимость", "О налоге на прибыль предприятий и организаций", "Об акцизах", "О таможенном кодексе Российской Федерации".
Суть изменений Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" заключается в том, что при исполнении соглашений о разделе продукции, заключенных сторонами в соответствии с Законом РФ "О соглашениях о разделе продукции", взимание отдельных федеральных, региональных налогов и сборов заменяется разделом произведенной продукции между государством и инвестором. Взимание же налогов и сборов, не заменяемое разделом произведенной продукции между государством и инвестором, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и ее субъектов о налогах и сборах с учетом положений Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции".
В Закон РФ "О недрах" изменения внесены в 22 статьи и касаются не только порядка уплаты соответствующих платежей, но и правил оформления лицензий, прав пользования недрами и др. В частности, пользователи недр, осуществляющие в соответствии с соглашениями добычу разведанных за счет государственных средств полезных ископаемых, освобождаются от отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы. Предусматривается и компенсация расходов государства на поиски и разведку соответствующего количества запасов полезных ископаемых.
В связи с изложенным выше инвестор уплачивает государству за пользование недрами разовые платежи (бонусы) при заключении соглашения и (или) по достижении определенного результата, установленные в соответствии с условиями соглашения; ежегодные платежи за проведение поисковых и разведочных работ (ренталс), установленные за единицу площади использованного участка недр в зависимости от экономико - географических условий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительности указанных работ, степени геологической изученности участка недр и степени риска; регулярные платежи (роялти), установленные в процентном отношении от объема добычи минерального сырья или от стоимости произведенной продукции и уплачиваемые инвестором в денежной форме или в виде части добытого минерального сырья.
В.В.Розумов
Советник налоговой службы
I ранга
Подписано в печать
25.03.1999
"Налоговый вестник", 1999, N 4

...В ст.13 Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" предусмотрено, что плата за пользование землей осуществляется инвестором на договорной основе. Означает ли это, что данная плата должна вноситься в обязательном порядке и в размерах, определенных законодательством, или же условия договора могут содержать иные размеры платежей за землю?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также