Организация осуществляет оптовую торговлю импортными лекарственными средствами. Вправе ли она учесть для целей налогообложения прибыли расходы по их сертификации и государственной регистрации?
Государственному контролю подлежат все
лекарственные средства, произведенные на
территории РФ и ввозимые на территорию РФ
(ст. 8 Закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных
средствах"; далее - Закон N 86-ФЗ).
На
основании ст. 21 Закона N 86-ФЗ к числу
юридических лиц, которым разрешен ввоз
лекарственных средств на территорию РФ,
относятся организации оптовой торговли
лекарственными средствами.
На
территорию РФ можно ввозить лекарственные
средства, качество которых подтверждено
сертификатом организации - производителя
лекарственных средств, удостоверяющим, что
ввозимые лекарственные средства
произведены в соответствии с
государственным стандартом качества
лекарственных средств, установленным
федеральным органом исполнительной власти,
в компетенцию которого входит
осуществление функций по выработке
государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере
обращения лекарственных средств (п. 7 ст. 20
Закона N 86-ФЗ).
Следовательно, если на
приобретаемые лекарственные средства,
подлежащие обязательной сертификации,
имеется иностранный сертификат, не
признаваемый в РФ, или сертификат вообще
отсутствует, то для их импорта в РФ следует
получить российский сертификат системы
обязательной сертификации.
Правила
проведения сертификации лекарственных
средств в Системе ГОСТ утверждены
Постановлением Госстандарта России от
24.05.2002 N 36. В нем указано, что требование к
сертификации распространяется как на
отечественные, так и на импортные
лекарства. Срок действия сертификата на
партию (серию) лекарственных средств не
устанавливается. Сертификат действителен
при поставке, продаже партии продукции в
течение срока годности лекарственного
средства, установленного нормативными
документами.
В бухгалтерском учете
расходы на обязательную сертификацию
ввозимого товара относятся к затратам на их
приобретение (см. п. п. 5 и 6 ПБУ 5/01 "Учет МПЗ",
утв. Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н),
которые потом формируют фактическую
себестоимость товаров, по которой они
принимаются к бухгалтерскому учету.
В
налоговом учете затраты на обязательную
сертификацию ввозимых товаров являются
прочими расходами, связанными с
производством и реализацией, относятся к
косвенным расходам и уменьшают доходы от
реализации текущего месяца. Основание: при
реализации покупных товаров в состав
расходов включается стоимость
приобретения данных товаров (пп. 3 п. 1 ст. 268
НК РФ). При этом расходы, связанные с их
покупкой и реализацией, формируются с
учетом положений ст. 320 НК РФ, согласно
которой суммы расходов на доставку
(транспортные расходы) покупных товаров до
склада налогоплательщика-покупателя, если
они не включены в цену приобретения
товаров, относятся к прямым расходам. Все
остальные расходы, за исключением
внереализационных, определяемых в
соответствии со ст. 265 НК РФ, осуществленные
в текущем месяце, признаются косвенными
расходами и уменьшают доходы от реализации
текущего месяца. Исходя из вышеуказанного,
по нашему мнению, затраты на обязательную
сертификацию ввозимых товаров у
организации оптовой торговли, которая
рассчитывает налог на прибыль методом
начисления, следует отражать в составе
расходов текущего отчетного (налогового)
периода в соответствии со ст. 264 НК РФ. Если
организация использует кассовый метод, то
расходы на сертификацию ввозимых товаров
должны отражаться ею в том отчетном
(налоговом) периоде, в котором они были
произведены (в момент оплаты независимо от
срока действия сертификата) (п. 3 ст. 273 НК
РФ).
В соответствии со ст. 19 Закона N 86-ФЗ
лекарственные средства могут продаваться
на территории РФ, если они зарегистрированы
федеральным органом исполнительной власти,
в компетенцию которого входит
осуществление государственного контроля и
надзора в сфере обращения лекарственных
средств.
Государственная регистрация
наркотических средств и психотропных
веществ, применяемых в медицине в качестве
лекарственных средств и подлежащих
государственному контролю в соответствии с
Законом "О наркотических средствах и
психотропных веществах", сопровождается
внесением указанных средств и веществ в
соответствующие списки в порядке,
определенном указанным Законом.
По
нашему мнению, расходы по государственной
регистрации лекарственных средств, которые
осуществлены организацией - оптовым
продавцом в соответствии с действующим
законодательством, могут ею учитываться
при формировании налоговой базы для целей
исчисления налога на прибыль на основании
ст. 252 НК РФ, в которой указано, что
организация может уменьшать полученные
доходы на сумму обоснованных и
документально подтвержденных затрат (за
исключением расходов, указанных в ст. 270 НК
РФ). В заключение отметим, что аналогичное
мнение было высказано налоговыми органами
в Письме УМНС России по г. Москве от 05.08.2005 N
20-12/56787.
Е.Бондарь,
Ведущий эксперт
"ЭЖ"
Подписано в печать
01.12.2005
"Бухгалтерское приложение к газете
"Экономика и жизнь", 2005, N 49