Общество осуществляет банковские платежи с использованием электронной системы "Банк-Клиент". По итогам дня генеральный директор подписывает реестр платежей на бумажном носителе для передачи в банк. Необходимо ли визирование генеральным директором бумажных копий банковских платежей в этой ситуации? Кто несет риски - общество или банк?

Согласно Федеральному закону от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами (п. 3 ст. 9). Этим же Законом установлено, что первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. В последнем случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры (п. 7 ст. 9). Санкции за отсутствие первичных документов предусмотрены ст. 120 НК РФ (от 5 тыс. до 15 тыс. руб.). Санкции за отсутствие копий электронных первичных документов на бумажных носителях не предусмотрены. Банки в своей деятельности руководствуются Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации от 03.10.2002 N 2-П (с изм. и доп. от 03.03.2003, 11.06.2004, далее - Положение), которым определено, что расчетный документ может быть оформлен на бумажном носителе или в установленных случаях в виде электронного платежного документа. Для платежного поручения предусмотрен типовой бланк. Его форма и описания полей приведены в Приложениях 1, 2, 3, 4 к Положению. В Положении не содержится требования об обязательном дублировании электронных документов бумажными. Глава 45 ГК РФ регулирует вопросы заключения договора банковского счета. При заключении договора банковского счета клиенту или указанному им лицу открывается счет в банке на условиях, согласованных сторонами (ст. 846).
Следует проанализировать условия договора банковского счета (на расчетное и кассовое обслуживание с использованием системы электронных платежей "Банк-Клиент"), заключенного обществом с банком. Не исключено, что банк имеет право задерживать проведение операций по счету, если полученные электронные документы вызовут у банка сомнение в их подлинности, и затребовать от клиента бумажный платежный документ, оформленный в соответствии с требованиями Банка России. В этом случае у клиента, вероятно, могут возникнуть трудности и задержки с текущими платежами. Кроме того, как правило, коммерческие банки снимают с себя ответственность перед клиентом за последствия исполнения по счету поручения, выданного неуполномоченными лицами, когда с использованием предусмотренных банковскими правилами процедур банк не мог установить факта выдачи поручения неуполномоченными лицами. Следовательно, все риски в этом случае несет клиент.
В соответствии с Федеральным законом от 20.02.1995 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" юридическая сила документа, хранимого, обрабатываемого и передаваемого с помощью автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем, может подтверждаться электронной цифровой подписью. Юридическая сила электронной цифровой подписи признается при наличии в автоматизированной информационной системе программно-технических средств, обеспечивающих идентификацию подписи, и соблюдении установленного режима их использования (п. 3 ст. 5). В п. 2 ст. 19 Федерального закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" предусмотрено, что в случаях, установленных законами и иными нормативными правовыми актами или соглашением сторон, электронная цифровая подпись (ЭЦП) в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи лица в документе на бумажном носителе, заверенном печатью. Доказательным материалом при разрешении конфликтной ситуации между банком и клиентом является электронный документ с ЭЦП клиента. Механизм ЭЦП реализован в соответствии с ГОСТ Р34.10-94. Все электронные документы с ЭЦП клиента хранятся в банке на компьютерном сервере и используются при разрешении конфликтных ситуаций.
С учетом изложенного общество само устанавливает порядок документооборота первичных бухгалтерских документов в графике (регламенте) документооборота. В этом документе можно закрепить удобный для общества порядок визирования банковских платежных документов и реестров. При этом следует учитывать требования Закона N 129-ФЗ, согласно которому первичные и сводные учетные документы могут составляться на машинных носителях информации. В последнем случае организация обязана изготовлять за свой счет (заверенные) копии таких документов на бумажных носителях. Все возможные риски по невыполнению этого требования несет общество, поэтому для минимизации возможных хозяйственных рисков представляется целесообразным иметь в обществе помимо реестра заверенные копии платежных документов на бумажных носителях.
Л.Колесниченко
Аудитор
Подписано в печать
18.05.2005
"Финансовая газета", 2005, N 20

Признается ли розничной торговлей для целей применения системы налогообложения в виде ЕНВД деятельность, связанная с торговлей скупленными у населения вещами за наличный расчет?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также