...В Московской области и в Москве с 1 января 2005 г. действуют специальные региональные акты, устанавливающие повышенный размер МРОТ . У нас есть ряд подсобных работников, которые получают по 1500 - 2000 руб. в месяц. Необходимо ли установить всем работникам повышенную зарплату и могут ли привлечь к ответственности за отказ от этого?

Действительно, в последнее время в некоторых субъектах РФ принимаются решения, обязывающие работодателей устанавливать заработную плату работникам исходя из минимального размера оплаты труда, превышающего тот, который определен на федеральном уровне. И на практике часто встречаются случаи, когда контролирующие органы пытаются заставить организации "повысить" вознаграждение за труд низкооплачиваемым категориям работников, рассчитывая его именно на основе регионального МРОТ. Но признать подобные требования законными можно не всегда.
Принципиальная возможность повышения МРОТ на территории отдельных субъектов РФ определена в действующем Федеральном законе от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда".
В частности, в ст. 2 Закона N 82-ФЗ говорится о том, что законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ могут принимать законы, устанавливающие МРОТ в повышенном размере, действующий на территории региона (субъекта РФ). При этом конкретный размер МРОТ определяется с учетом мнения трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего уровня и устанавливается для всех работодателей, действующих в данном субъекте РФ.
Как можно заметить, "повышенный" МРОТ может быть установлен путем принятия специального регионального закона. Но, как правило, подобные акты не принимаются, а региональные власти идут иным путем - принимаются специальные законы о социальном партнерстве и затем подписываются трехсторонние региональные соглашения между органами власти субъекта РФ, профсоюзами и объединениями работодателей, в которых уже и определяется конкретный размер МРОТ. При этом упомянутые законы субъектов РФ о социальном партнерстве предусматривают особую процедуру присоединения к трехсторонним соглашениям (схема проста - власти сделали предложение - работодатели могут отказаться; кто не отказался, тот согласился).
Возникает вопрос - для чего региональные власти избирают усложненную процедуру введения регионального МРОТ? Ответ на этот вопрос следует искать в том числе в нормах ст. 2 уже упомянутого Федерального закона N 82-ФЗ. Из нее следует, что повышенный "региональный" МРОТ может вводиться только одновременно для всех категорий работодателей, но при этом расходы на повышения зарплаты бюджетникам должны нести именно сами регионы (источник - региональный бюджет). А "понуждение" работодателей через систему социального партнерства позволяет избежать излишних бюджетных расходов (так как трехсторонние соглашения в части повышенного МРОТ, как правило, не распространяются на организации, финансируемые из бюджета).
Если обратиться к положениям московских актов, регулирующих данный вопрос, то можно заметить, что городской минимум оплаты труда установлен в размере 2500 руб. (с 1 октября 2004 г. по условиям Московского трехстороннего соглашения на 2004 г.), а с 1 мая 2005 г. он должен повыситься до 3000 руб. (п. 2.1 Московского трехстороннего соглашения на 2005 г.). В Соглашении, принятом на уровне Московской области, также идет речь о сумме в 3000 руб. в месяц (п. 2.4.1 Соглашения).
Сама по себе законность принятия трехсторонних соглашений не может ставиться под сомнение - подобная возможность прямо предусмотрена действующим Трудовым кодексом РФ (ст. 45 ТК РФ). Но следует заметить, что положения такого рода региональных соглашений могут распространяться не на все организации, а только на те, которые в добровольном порядке присоединились к их условиям.
Здесь надо обратить внимание на следующее - в п. 9 ст. 9 Закона г. Москвы от 22.10.1997 N 44 "О социальном партнерстве" определено, что действие Московского трехстороннего соглашения распространяется на все организации в Москве, не заявившие письменно в Московскую трехстороннюю комиссию о своем несогласии с его содержанием в тридцатидневный срок со дня его опубликования. Практически аналогичный порядок определен и законодательством Московской области (см. п. п. 3 и 4 ст. 19 Закона Московской области от 31.03.1999 N 15/99-ОЗ "О социальном партнерстве в Московской области").
Но подобный порядок присоединения к соглашению противоречит нормам действующего Трудового кодекса РФ. В частности, возможность установления аналогичной процедуры для присоединения к соглашениям в сфере социального партнерства в ТК РФ установлена лишь для случаев, когда на федеральном уровне заключается отраслевое соглашение (ст. 48 ТК РФ). И по логике ТК РФ во всех иных случаях работодатель может изъявить желание присоединиться к соглашению в сфере социального партнерства в прямой форме (а не "по умолчанию", т.е. в случае, когда не заявлен отказ от присоединения).
Таким образом, если организация не входит в какое-либо объединение работодателей, присоединившихся к Московскому трехстороннему соглашению, то она может соблюдать его условия только в добровольном порядке, а наложение штрафных санкций за неприменение норм, устанавливающих региональный МРОТ, будет незаконным. И в изложенной ситуации организация может определить размер заработной платы, учитывая именно федеральные нормы (с 1 января 2005 г. это 720 руб. в месяц). В иных же регионах применение МРОТа, превышающего "федеральный", может быть обязательно для всех организаций лишь в случае утверждения его законами, принятыми на уровне субъектов РФ (а не трехсторонними соглашениями).
Что касается работодателей, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, то следует отметить, что положения упомянутых в вопросе соглашений вообще не могут распространяться на индивидуальных предпринимателей, добровольно не присоединившихся к ним, поскольку в части установления повышенного МРОТа они действуют только в отношении организаций.
А.Н.Пронин
Заместитель начальника
Главного управления N 10
Отделения Пенсионного фонда РФ
по Москве и Московской области
Подписано в печать
29.03.2005
"Налоговый учет для бухгалтера", 2005, N 4

Вправе ли работодатель самовольно без согласования с сотрудником сократить его зарплату ?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также