Каков порядок регистрации трудовых договоров, заключаемых физическим лицом с работником, и представления отчетности по ЕСН?

Статья 15 ТК РФ определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Статьей 16 ТК РФ установлено, что трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ.
При этом сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель, где работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем, а работодатель - в том числе физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работником (ст.20 ТК РФ).
Права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются в том числе физическим лицом, являющимся работодателем.
Таким образом, сторонами трудовых отношений могут быть физическое лицо - работник и физическое лицо - работодатель, в том числе и индивидуальный предприниматель.
Статьей 303 ТК РФ определены особенности трудового договора, заключаемого работником с работодателем - физическим лицом, включающие в себя обязанность работодателя - физического лица оформить трудовой договор с работником в письменной форме и зарегистрировать этот договор в соответствующем органе местного самоуправления.
Согласно ст.309 ТК РФ документом, подтверждающим время работы у работодателя - физического лица, является письменный трудовой договор. Работодатель - физическое лицо не имеет права производить записи в трудовых книжках работников, а также оформлять трудовые книжки работникам, принимаемым на работу впервые, поэтому регистрация названных договоров в органах местного самоуправления является обязательной.
В соответствии с п.п.1, 3, 4 ст.34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.
Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Следовательно, налоговые органы Российской Федерации, являющиеся органами государственной власти, не могут осуществлять регистрацию трудовых договоров, заключенных между физическим лицом - работодателем и работником - физическим лицом, так как не являются органами местного самоуправления.
Пунктом 4 ст.346.26 НК РФ также установлено, что индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правоотношения по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регламентируются Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ). В соответствии с п.1 ст.6 Федерального закона N 167-ФЗ страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.
Согласно п.2 ст.14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
Объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов для лиц, производящих выплаты физическим лицам, являются объект налогообложения и налоговая база по ЕСН, установленные гл.24 НК РФ (п.2 ст.10 Федерального закона N 167-ФЗ).
Таким образом, если выплаты в пользу физических лиц по трудовым, гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, авторским договорам произведены индивидуальным предпринимателем в рамках деятельности, переведенной на уплату единого налога на вмененный доход, то они не подлежат налогообложению ЕСН.
В то же время на указанные выплаты начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в порядке, установленном Федеральным законом N 167-ФЗ.
В соответствии с п.2 ст.24 Федерального закона N 167-ФЗ индивидуальный предприниматель данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование с выплат, производимых в пользу физических лиц по трудовым, гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, авторским договорам, отражает в расчете по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным налоговым периодом, в налоговый орган по месту постановки на учет.
По окончании расчетного периода страхователь - индивидуальный предприниматель представляет страховщику (территориальный орган ПФР) расчет с отметкой налогового органа или с иными документами, подтверждающими факт представления расчета в налоговый орган.
Страхователь - индивидуальный предприниматель также представляет декларацию по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в налоговый орган по месту постановки на учет не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом.
Кроме того, на основании ст.28 Федерального закона N 167-ФЗ индивидуальный предприниматель уплачивает суммы страховых взносов в бюджет ПФР в виде фиксированного платежа.
Размер фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством РФ.
Минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии устанавливается в размере 150 руб. в месяц и является обязательным для уплаты. При этом 100 руб. направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, 50 руб. - на финансирование накопительной части трудовой пенсии.
Федеральным законом N 167-ФЗ не определены категории страхователей, а также застрахованных лиц, которые освобождаются от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в том числе в виде фиксированного платежа.
Следует учитывать, что действующим законодательством для индивидуальных предпринимателей не установлена обязанность представлять по итогам отчетных периодов расчеты, по итогам налогового периода - декларацию об исчисленных и уплаченных суммах страховых взносов в виде фиксированного платежа.
Таким образом, индивидуальный предприниматель является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование как в отношении предпринимательской деятельности, так и с выплат в пользу физических лиц.
Т.Н.Ершова
Консультант журнала
"Бухгалтерия в вопросах и ответах"
Подписано в печать
17.03.2005
"Бухгалтерия в вопросах и ответах", 2005, N 1

Включаются ли в налоговую базу по ЕСН премии и дивиденды, начисленные по решению собрания учредителей?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также