Как правильно учитывать для целей налогообложения прибыли операции по аренде находящегося в федеральной собственности имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за федеральным государственным унитарным предприятием?

В соответствии со ст. 294 ГК РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 2 ст. 295 ГК РФ предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
Согласно положениям ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Как любая коммерческая организация, унитарное предприятие учитывает доходы и расходы от деятельности в соответствии с нормами гл. 25 НК РФ.
От сдачи имущества (включая объекты недвижимости) в аренду согласно договору аренды, заключенному с согласия собственника имущества, унитарное предприятие получает доход в виде арендных платежей.
В соответствии с п. 4 ст. 250 НК РФ доход от сдачи имущества в аренду (субаренду) у арендодателя для целей налогообложения признается внереализационным доходом и включается в налоговую базу при исчислении налога на прибыль.
Подпунктом 1 п. 1 ст. 265 НК РФ установлено, что при наличии внереализационных доходов от сдачи имущества в аренду арендодатель вправе учитывать в составе внереализационных расходов расходы на содержание переданного по договору аренды имущества (включая амортизацию по этому имуществу).
Такой порядок учета для целей налогообложения доходов от сдачи имущества в аренду установлен для организаций, для которых сдача имущества в аренду не является видом деятельности.
Согласно условиям договора аренды арендатор уплачивает арендные платежи. В соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ арендные платежи за арендуемое имущество учитываются у арендатора в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
Пунктом 3 ст. 161 НК РФ установлены особенности уплаты НДС при реализации услуг по предоставлению в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления. При этом плательщиками НДС признаются налоговые агенты - арендаторы имущества.
Что касается услуг по предоставлению в аренду федерального имущества другими организациями, не являющимися органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления, то НК РФ не предусмотрено особенностей уплаты НДС при оказании таких услуг. Поэтому в данном случае НДС уплачивается организациями, оказывающими услуги по предоставлению имущества в аренду.
Что касается сумм НДС, уплаченных поставщикам товаров (работ, услуг), используемых для содержания федерального имущества, то эти суммы подлежат вычету в общеустановленном порядке.
Р.Н.Митрохина
Консультант
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Минфина России
Подписано в печать
10.03.2005
"Налоговый вестник", 2005, N 4

...Закрытым паевым инвестиционным фондом может быть предусмотрена промежуточная выплата владельцам инвестиционных паев дохода от доверительного управления имуществом. Правомерно ли определять налоговую базу по налогу на прибыль у участника договора доверительного управления закрытым паевым инвестиционным фондом по истечении срока действия договора при реализации пая?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также