Для осуществления праздничных мероприятий гостиницей были произведены расходы на проведение фейерверка, оформление помещения и территории и т.д. В маркетинговой политике услуги по проведению праздников не оговорены. Можно ли принять данные затраты в целях уменьшения налогооблагаемой прибыли при условии полной загрузки отеля и покрытии данных расходов доходами?

В соответствии со ст.252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно абз.4 п.1 ст.252 НК РФ к расходам, учитываемым при налогообложении, относятся любые расходы налогоплательщика, в случае если они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Иными словами, одним из критериев обоснованности расхода является его потенциальная направленность на получение дохода.
При этом характерным последствием данных расходов, обуславливающим возможность признания их экономически обоснованными, должно являться наступление (ожидание наступления) объективно-определенного положительного экономического эффекта для плательщика налога, выражающегося, например, в расширении рынка сбыта.
В рассматриваемом случае проведение культурно-зрелищных мероприятий, организованных на высоком уровне с привлечением деятелей культуры и искусства, призвано сформировать продукте новыми потребительскими свойствами и, стало быть, увеличить количество клиентов - потребителей услуг.
Соответственно расходы, связанные с праздничным оформлением места проведения праздника, организацией и координацией культурно-развлекательной программы, проведением фейерверка, являются расходами, направленными на получение дохода.
Привлечение клиентов путем организации праздника привело к положительному экономическому эффекту, что подтверждает показатель загрузки отеля, который в этот день был максимальным. Таким образом, расход был не только потенциально направлен на получение дохода, но и позволил фактически получить прибыль от этих мероприятий.
Учитывая, что маркетинговая политика не предусматривает затраты на услуги по проведению праздников, в целях обоснования их необходимости и для уменьшения вероятности возникновения конфликтных ситуаций с налоговыми органами рекомендуем оформить подтверждающие документы, например:
- приказ руководителя организации о необходимости разработки специалистами по маркетингу перечня мероприятий по привлечению гостей в отель на период праздника;
- предложения специалистов по маркетингу по проведению ряда мероприятий, обеспечивающих увеличение числа гостей в праздничные дни с целью полной загрузки отеля;
- приказ о признании целесообразным проведения культурно-развлекательных мероприятий согласно разработанному перечню (оформление, фейерверк, концерты) и организации этих мероприятий.
Таким образом, расходы по проведению праздника правомерно включать в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, соблюдая все установленные законодательством условия, указанные в п.1 ст.252 НК РФ.
Однако обоснованность налоговых расходов должна определяться не только критериями направленности данных затрат на получение дохода или их необходимости для деятельности налогоплательщика, но и критерием обоснованности (оправданности) их стоимостной величины (размера).
Данный критерий требует соизмеримости величины расходов со сложившейся рыночной стоимостью аналогичных товаров, работ, услуг и разумного количества потребляемых товаров, работ, услуг. Аналогичный вывод косвенно следует и из определения термина "экономически оправданные расходы", данного МНС России (п.5 Методических рекомендаций по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций", утвержденных Приказом МНС России от 20.12.2002 N БГ-3-02/729), где говорится о принципе рациональности затрат.
Консультационный отдел
ЗАО "Horwath МКПЦН"
Подписано в печать
25.02.2005
"Аудит и налогообложение", 2005, N 3

На предприятии расчет прямых расходов на остатки НЗП производится ежемесячно. Для расчета принимаются прямые расходы с учетом остатка на начало месяца и объем выполненных работ с учетом остатка на начало месяца. Правомерно ли принятие объема работ, за вычетом объема работ, выполненных сторонними организациями? Правильно ли принятие объема незавершенных работ на конец месяца без учета стоимости работ, выполненных сторонними организациями?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также