На предприятии расчет прямых расходов на остатки НЗП производится ежемесячно. Для расчета принимаются прямые расходы с учетом остатка на начало месяца и объем выполненных работ с учетом остатка на начало месяца. Правомерно ли принятие объема работ, за вычетом объема работ, выполненных сторонними организациями? Правильно ли принятие объема незавершенных работ на конец месяца без учета стоимости работ, выполненных сторонними организациями?

Из п.1 ст.319 НК РФ следует, что для налогоплательщиков, производство которых связано с выполнением работ (оказанием услуг), сумма прямых расходов распределяется на остатки НЗП пропорционально доле незавершенных (или завершенных, но не принятых на конец текущего месяца) заказов на выполнение работ (оказание услуг) в общем объеме выполняемых в течение месяца заказов на выполнение работ (оказание услуг).
В Методических рекомендациях по применению гл.25 НК РФ, утвержденных Приказом МНС России от 20.12.2002 N БГ-3-02/729 (далее - Методические рекомендации), приведен пример расчета прямых расходов, приходящихся на НЗП по выполненным работам. Согласно этому примеру первоначально необходимо определить общий объем заказов, которые организация выполняла в отчетном месяце. При этом учитываются не все заключенные договоры на выполнение работ или оказание услуг, а только те, по которым организация осуществляла те или иные работы.
Общий объем заказов, которые организация выполняла в отчетном периоде, складывается из заказов, не завершенных на начало месяца (ЗакН) и начатых в этом месяце (Зак).
Затем рассчитывается объем незавершенных заказов на конец месяца и заказов, выполнение которых уже закончено, но заказчик их еще не принял (ЗакК).
На основании указанных показателей определяется доля незавершенных заказов на конец месяца:
Доля = ЗакК : (ЗакН + Зак).
В Налоговом кодексе не указано, в каком выражении - стоимостном или натуральном - учитывать заказы. Методические рекомендации по налогу на прибыль предлагают организациям самим выбрать и закрепить в учетной политике показатель: стоимость заказов (договорная, сметная, стоимость по сумме прямых расходов в конкретном заказе) либо натуральные показатели, если эти показатели по различным заказам будут сопоставимы (километры и т.д.).
В рассматриваемой ситуации организацией выбран стоимостный показатель. Прямые расходы, относящиеся к незавершенному производству, определены из доли договорной стоимости заказов на выполнение работ, начатых в текущем месяце и ранее, но не законченных на конец месяца, а в знаменателе - договорная стоимость заказов, как законченных, так и незаконченных на конец месяца.
На первый взгляд, предложенный порядок расчета доли в запросе соответствует порядку, указанному в Методических рекомендациях. Тем не менее работы, выполняемые подрядным способом, не участвуют в определении доли, то есть исключены из объема незавершенных работ на конец месяца из общего объема заказа на выполнение работ, что не соответствует ст.319 НК РФ.
Поскольку из данной статьи напрямую не следует, что работы, выполняемые сторонними организациями, не участвуют в расчете определения доли, то организация, исключая их из пропорции определения доли, несет риск в части правильности определения суммы прямых расходов на НЭП.
Для определения суммы возможных санкций необходимо произвести перерасчет с учетом стоимости субподрядных работ.
Если организация примет решение не производить перерасчет самостоятельно, рекомендуем порядок расчета прямых расходов закрепить в учетной политике. Принятое решение должно быть обосновано. Например, в соответствии со ст.318 НК РФ стоимость работ, выполняемых субподрядными организациями, не является для генерального подрядчика прямыми расходами. Поскольку в целях исчисления налога на прибыль указанные расходы у генерального подрядчика в полном объеме относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода и в формировании остатков НЗП на конец месяца не участвуют, то и для расчета доли незавершенных заказов эти расходы могут не учитываться.
Консультационный отдел
ЗАО "Horwath МКПЦН"
Подписано в печать
25.02.2005
"Аудит и налогообложение", 2005, N 3

Лизингодатель в соответствии с договором лизинга поручает лизингополучателю регистрацию транспортного средства на имя лизингодателя. В регистрационных документах указаны сведения как о собственнике , так и о владельце - пользователе данных транспортных средств. Кто является в данном случае плательщиком транспортного налога?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также