Правомочна ли объединенная профсоюзная инспекция труда производить экспертизы условий труда, устанавливать должности и профессии с вредными условиями труда и на основании пп.2 п.1 ст.238 НК РФ не начислять единый социальный налог на выплаты компенсации в их пользу?

В соответствии с пп.2 п.1 ст.238 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) не подлежат обложению единым социальным налогом все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, определенных согласно законодательству Российской Федерации), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
К указанным в пп.2 п.1 ст.238 НК РФ компенсациям относятся в том числе компенсационные выплаты, установленные ст.219 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ), в соответствии с которой каждый работник имеет право на компенсации, установленные законом, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Согласно ст.370 ТК РФ профсоюзные инспекторы, уполномоченные лица по охране труда профессиональных союзов имеют право проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации.
Вместе с тем согласно действующему законодательству они не имеют права устанавливать должности и профессии работников, которым предусматриваются компенсации за условия труда.
Согласно ст.147 ТК РФ перечень тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда определяется Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
До определения Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений перечня тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда следует руководствоваться отраслевыми перечнями вышеуказанных работ, утвержденными постановлениями Госкомтруда СССР и ВЦСПС.
Оплата труда руководителей государственных унитарных предприятий производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.03.1994 N 210 "Об условиях оплаты труда руководителей государственных предприятий при заключении с ними трудовых договоров (контрактов)", согласно которому оплата труда руководителей государственных предприятий состоит из должностного оклада и вознаграждения за результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия из прибыли. Другие виды оплаты труда руководителю не предусмотрены.
Что касается других работников, перечисленных в вопросе, то с учетом финансово-экономического положения работодателя им могут устанавливаться льготы и преимущества более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными актами, соглашениями, что должно быть оговорено в коллективном договоре (ст.41 ТК РФ).
Таким образом, компенсационные выплаты, производимые в соответствии с установленными локальными актами организации, не соответствуют критериям компенсационных выплат, предусмотренных пп.2 п.1 ст.238 НК РФ, и подлежат обложению единым социальным налогом.
В.Н.Барсукова
Подписано в печать
09.12.2004
"Налоговый вестник", 2005, N 1

Признаются ли объектом налогообложения операции по реализации имущества должника, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 n 127-ФЗ "О несостоятельности "?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также