Допустимо ли удержание государственной пошлины из взыскиваемой с бюджетного учреждения в пользу его работника заработной платы на основании вступившего в силу решения суда?

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2001 г. N 143 (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.07.2004 N 379) утверждены Правила исполнения требований исполнительных листов судебных органов о взыскании средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета (Правила). В соответствии с данными Правилами исполнительный лист суда о взыскании денежных средств (в том числе заработной платы) с учреждения, состоящего на федеральном бюджете, может быть предъявлен к его лицевому счету, открытому в органе федерального казначейства.
При этом у работодателя зачастую возникает вопрос - следует ли при исполнении судебного решения всю взыскиваемую сумму перечислять работнику-взыскателю или часть взысканной суммы в размере начисленного налога на доходы физических лиц необходимо перечислить в доход бюджета?
Однозначного ответа на данный вопрос действующее законодательство не содержит. С одной стороны, в соответствии с пп.6 п.1 ст.208 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) вознаграждение за выполнение трудовых и иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации относится к доходам от источников в Российской Федерации. Согласно ст.209 НК РФ доходы от источников в Российской федерации являются объектом налогообложения налогом на доходы физических лиц, и суммы, взыскиваемые судебными органами с бюджетного учреждения пользу его работников, подлежат включению в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц.
Здесь еще можно заметить что, согласно Правилам исполнение решения суда производится применительно к тем кодам бюджетной классификации, по которым возникла задолженность. То есть и выплата заработной платы, и ее взыскание на основании судебного решения осуществляются из одного и того же источника.
С другой стороны, в соответствии со ст.6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе в Российской Федерации" вступившие в законную силу постановления судов являются обязательными для всех без исключения государственных органов, физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Аналогичная норма содержится в ст.13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Вопрос о том, является ли надлежащим исполнением решения суда такое его исполнение, когда с должника полностью взыскивается сумма по решению суда, однако взыскатель получает лишь ее часть за вычетом налога на доходы физических лиц, является открытым.
Бюджетное учреждение получило извещение о приостановлении операций по лицевому счету получателя бюджетных средств, открытому в органе федерального казначейства, в связи с непредставлением платежного поручения на оплату исполнительного листа о взыскании с данного учреждения денежных средств. Правомерны ли действия органа федерального казначейства?
Действия территориальных органов федерального казначейства по приостановлению операций по лицевым счетам получателей средств федерального бюджета регламентированы Правилами приостановления операций по лицевым счетам главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, открытым в органах федерального казначейства, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2003 N 328 (Правила приостановления), и Приказом Минфина России от 04.07.2003 N 61н "Об утверждении форм представления об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и решения о приостановлении операций по лицевым счетам главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, открытым в органах федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации".
Пунктом 2 Правил приостановления установлен перечень случаев приостановления операций по лицевым счетам, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Данный перечень не содержит в качестве основания приостановления непредставление в территориальный орган федерального казначейства платежного поручения на списание средств по исполнительному листу суда, предъявленному в территориальный орган федерального казначейства. Вместо этого в качестве основания приостановления упоминается непредставление в Министерство финансов Российской Федерации в установленный срок главным распорядителем средств федерального бюджета платежных документов для исполнения требований, содержащихся в исполнительных листах судебных органов, либо документов, отменяющих или приостанавливающих исполнение судебных решений.
Здесь уместно заметить, что в соответствии с Инструкцией о порядке открытия и ведения органами федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, утвержденной Приказом Минфина России от 31.12.2002 N 142н, операции по списанию средств федерального бюджета (кассовый расход) могут выполняться только с лицевых счетов получателей средств федерального бюджета. Такие лицевые счета могут быть открыты исключительно в территориальных органах федерального казначейства по субъектам Российской Федерации, городам, районам и районам в городах. С лицевых счетов главных распорядителей средств федерального бюджета, открытых в Министерстве финансов Российской Федерации (Главном управлении федерального казначейства), кассового расхода не производится, и вышеприведенная формулировка Правил приостановления является очевидно ошибочной.
Тем не менее действия органов федерального казначейства по приостановлению операций по лицевым счетам получателей средств федерального бюджета при отсутствии в Правилах приостановления случая непредставления платежных документов в территориальный орган федерального казначейства являются правомерными.
Дело в том, что содержащийся в Правилах приостановления перечень не является исчерпывающим. При совершении приостановления операций по лицевому счету необходимо в соответствующей графе решения о приостановлении операций по лицевому счету, форма которого утверждена вышеуказанным Приказом Минфина России, указать состав нарушения со ссылкой на нормативный правовой акт Российской Федерации. Такой нормативный правовой акт существует, это Постановление Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2001 г. N 143 (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.07.2004 N 379), утвердившее Правила исполнения требований исполнительных листов судебных органов о взыскании средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета (Правила взыскания).
Пунктом 10 Правил взыскания установлено, что должник обязан представить в орган федерального казначейства платежное поручение на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения требований, содержащихся в исполнительном листе. В соответствии с п.13 при неисполнении должником в течение 2 месяцев со дня поступления исполнительного листа в орган федерального казначейства требований, содержащихся в исполнительном листе, а также при нарушении должником сроков, установленных п.п.7 - 11 Правил приостановления, органы федерального казначейства приостанавливают в установленном порядке осуществление операций по расходованию средств с соответствующих лицевых счетов должника до момента устранения нарушения.
Д.Л.Комягин
Советник Российской Федерации
I ранга
Подписано в печать
05.11.2004
"Финансы", 2004, N 11

Бухгалтерские консультации »
Читайте также