...Муниципальное учреждение, финансируемое из местного бюджета, на основании распоряжений органа местного самоуправления готовит договоры купли-продажи земельных участков, находящихся в муниципальной собственности. Кто и в каком порядке должен вести учет НДС при реализации муниципальных земель и выписывать счета-фактуры?

В соответствии с пп.1 п.1 ст.146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Согласно п.3 ст.38 НК РФ товаром для целей налогообложения признается имущество, реализуемое или предназначенное для реализации. При этом на основании ст.130 Гражданского кодекса Российской Федерации земельные участки являются недвижимым имуществом.
Кроме того, в соответствии с п.1 ст.38 НК РФ реализацией товаров признается передача на возмездной основе права собственности на товары.
Учитывая вышеизложенное, операции по реализации земельных участков подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке. При этом организация, осуществляющая реализацию земельных участков, является плательщиком НДС.
Согласно п.3 ст.168 и п.5 ст.174 НК РФ плательщики НДС обязаны выставлять соответствующие счета-фактуры и представлять в налоговые органы по месту своего учета соответствующие налоговые декларации. При этом исключений для бюджетных учреждений данными статьями НК РФ не предусмотрено.
Таким образом, муниципальному учреждению при осуществлении операций по реализации земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, следует выставлять покупателям этих участков счета-фактуры, регистрировать их в книге продаж и представлять в налоговые органы налоговую декларацию по НДС независимо от того, что средства от реализации земельных участков поступают на счета органов федерального казначейства.
В соответствии с п.3 ст.168 НК РФ счета-фактуры выставляются не позднее пяти дней считая со дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг). При реализации объектов недвижимости, в том числе земельных участков, датой отгрузки товаров, по мнению автора, можно считать дату предъявления покупателю расчетных документов.
Кроме того, на основании п.3 ст.167 НК РФ в случае если товар не отгружается и не транспортируется, но происходит передача права собственности на этот товар, момент передачи права собственности в целях НДС приравнивается к моменту определения налоговой базы и, соответственно, к моменту возникновения обязанности по уплате этого налога. При этом следует учитывать, что налоговая база, определяемая в вышеуказанном порядке, увеличивается на суммы авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг, на основании пп.1 п.1 ст.162 НК РФ.
Таким образом, при осуществлении операций по реализации земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, формирование налоговой базы и, соответственно, заполнение декларации по НДС следует производить на основании книги продаж, в которой отражаются счета-фактуры, выставленные покупателям, получившим право собственности на земельные участки, а также на основании счетов-фактур, составленных на основании копий платежных поручений покупателей с отметками банка об исполнении, подтверждающих перечисление денежных средств в оплату земельных участков.
О.Ф.Цибизова
Начальник отдела
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Минфина России
Подписано в печать
05.10.2004
"Налоговый вестник", 2004, N 11

...Организация производит машинотехническую продукцию и реализует ее через посредника в счет погашения задолженности бывшего СССР и РФ. В связи с этим возникают трудности с подтверждением ставки НДС в размере 0%, поскольку у организации отсутствует соответствующее соглашение с Минфином России. Можно ли в этом случае применять ставку НДС в размере 0%?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также