Проводя мероприятия в рамках своей деятельности, некоммерческая организация указывает название организации в буклетах и т.п. Является ли это рекламой, нужно ли в этом случае уплачивать налог на рекламу?

Согласно ст.2 Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе" рекламой признается распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
Однако в соответствии со ст.1 Закона "О рекламе" этот Закон регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ, услуг Российской Федерации, включая рынки банковских, страховых и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами граждан и юридических лиц, а также рынки ценных бумаг. В то же время в Законе (ст.18) установлено, что социальная реклама представляет общественные и государственные интересы и направлена на достижение благотворительных целей. В социальной рекламе не должны упоминаться коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, а также конкретные марки (модели, артикулы) их товаров, равно как и марки (модели, артикулы) товаров, являющихся результатом предпринимательской деятельности некоммерческих организаций. Между тем может использоваться и такой критерий: кто является выгодополучателем по информации, содержащейся в рекламе. По этому вопросу интересным представляется следующий пример из судебной практики.
Областная телерадиокомпания обратилась в арбитражный суд с иском к Управлению антимонопольного комитета Российской Федерации о признании недействительными решений, в соответствии с которыми она признана виновной в нарушении Закона "О рекламе". Решением суда в удовлетворении иска было отказано. В процессе рассмотрения дела ФАС Волго-Вятского округа (Постановление от 25.01.1999 по делу N А31-1514/13) установлено, что в программе, подготовленной службой информации телерадиокомпании, был показан авторский репортаж журналиста о художницах с профессиональным образованием, мечтающих заняться обучением своих земляков искусству фитодизайна. Возбудив по заявлению лиц, торгующих цветами на рынке, производство по делу, Управление антимонопольного комитета Российской Федерации пришло к выводу, что указанный видеосюжет имел все признаки рекламной информации, перечисленные в ст.2 Закона "О рекламе": речь шла о конкретных физических лицах, о товаре, идеях и начинаниях. Информация сюжета предназначалась для неопределенного круга лиц и своим изобразительным и текстовым содержанием формировала и поддерживала интерес к конкретным лицам, товару, павильону для реализации цветов, способствовала реализации этих товаров, идей, начинаний. Телерадиокомпания решениями Управления антимонопольного комитета Российской Федерации признана виновной в нарушении ст.6 Закона "О рекламе" и обязанной осуществить контррекламу в телепрограмме. Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска, усмотрел в действиях телерадиокомпании признаки недобросовестной рекламы. Третья инстанция сочла такое решение суда ошибочным и отменила его по следующим основаниям.
Закон "О рекламе" (ст.1) регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы только на рынках товаров (работ, услуг). В рассматриваемом видеосюжете вниманию телезрителей был представлен авторский репортаж журналиста не о продавцах, а о художницах с профессиональным образованием, демонстрирующих искусство фитодизайна, т.е. результаты своего интеллектуального труда, которые в отличие от товара не носят ни серийного, ни массового характера и имеют печать индивидуальности и неповторимости. Мечта художниц - сделать свое искусство (а не товар) достоянием не только гостей их дома, но и многих жителей города, которая, на их взгляд, может быть реализована путем создания цветочного салона. Творческое начинание героинь репортажа направлено не на продажу результатов их труда, а на обучение земляков искусству фитодизайна, с тем чтобы каждый человек мог украсить свое жилье цветочными композициями, составленными собственными руками и отражающими только его внутренний мир и творческий потенциал души.
В соответствии со ст.5 Закона "О рекламе" реклама должна быть распознаваема без специальных знаний и без применения технических средств именно как реклама непосредственно в момент ее представления независимо от формы или от используемого средства распространения. Между тем из видеосюжета не усматриваются ни вид самого товара, ни наименование рынка. Кроме того, с очевидностью не следует, что цветочные композиции подлежат продаже.
По нашему мнению, при осуществлении некоммерческих проектов в брошюрах, проспектах и т.п. можно указывать название некоммерческой организации, так как распространение этой информации происходит не на рынке товаров (работ, услуг).
Л.Егорова
ООО "Аудиторская фирма "Юринформ-аудит"
Подписано в печать
08.09.2004
"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2004, N 37

...Организация, осуществляющая деятельность в сфере игорного бизнеса, планирует заключить агентский договор, по которому агент размещает на своей территории игровые автоматы, организует кассовое обслуживание денежных средств, а принципал ставит игровые автоматы на налоговый учет, уплачивает налог на игорный бизнес. В какой момент возникает обязанность по уплате налога на игорный бизнес? Каковы особенности уплаты налога на прибыль и НДС?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также