Наша организация в рекламных целях проводит акции по бесплатной раздаче товарных образцов . Данная операция для целей налогообложения считается рекламой или безвозмездной передачей?

Как известно, передача товаров на безвозмездной основе признается реализацией для целей исчисления НДС (пп.1 п.1 ст.146 НК РФ). Важно отличать безвозмездную передачу товаров от рекламы с использованием имущества. Основное отличие заключается в том, что при рекламе происходит распространение имущества (товаров) компании неограниченному и неизвестному кругу лиц. Об этом идет речь в Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.02.2004 N А21-3239/03-С1.
В Постановлении обращено внимание на то, что в соответствии со ст.2 Закона Российской Федерации "О рекламе" реклама - это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этому физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний. Из этого следует, что реклама обладает рядом признаков, а именно: оформленность рекламной информации, публичное распространение, предназначенность для неопределенного круга потребителей рекламы, определенные цели информации (формировать или поддерживать интерес).
Рекламная информация обладает двумя важными отличительными свойствами: она должна предназначаться для неопределенного круга лиц и обладать способностью возбуждать и поддерживать интерес к рекламируемой организации, ее товарам, работам, услугам, идеям и начинаниям. Размещение только таких сведений на носителе может считаться распространением рекламной информации.
В свою очередь безвозмездная передача товара предусматривает передачу его определенному лицу на безвозмездной основе (без оплаты). Только в этом случае возникает объект обложения НДС. При рекламе же объекта обложения НДС нет.
Если, например, обувной магазин проводит мероприятие под названием "Рекламная акция", в рамках которого при покупке двух пар обуви за третью пару покупатель не платит, то круг лиц, которым передается третья пара, определен (те, кто купит первые две). Данная операция отражается в учете как безвозмездная передача, хотя мероприятие называется "рекламная акция". При раздаче той же обуви без оплаты любому зашедшему в магазин операция отражается в учете как затраты на рекламу. Раздача товарных образцов всем зашедшим в магазин фактическим и потенциальным покупателям является рекламой и относится к затратам организации, уменьшающим налогооблагаемую прибыль. Если раздаются товарные образцы только покупателям, которые приобретают товар, данную операцию следует отражать как безвозмездную реализацию и начислять НДС на сумму реализации.
Е.Крылова
Главный аудитор
ООО "Аудиторская фирма "Хэлп-Аудит"
г. Санкт-Петербург
Подписано в печать
18.08.2004
"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2004, N 34

Российская организация закупает металлоконструкции за рубежом. Банк отказывается перечислить предоплату за металлоконструкции, требуя одновременной уплаты НДС таможенному органу. Правомерны ли требования банка? В какой момент должен уплачиваться таможенный НДС?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также