Купил земельный участок в г. Павловский Посад под строительство жилья. В настоящее время я пенсионер, ветеран труда. Объясните, на каком основании каждый год растут ставки земельного налога и что за порядок применения 100% ставок под ИЖС, ухудшающий положение налогоплательщиков .

В соответствии со ст.ст.1 и 15 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон) (с изм. и доп.) использование земли в Российской Федерации является платным. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи облагаются ежегодным земельным налогом. Основанием для установления налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования (аренды) земельным участком.
Частью 5 ст.8 Закона пониженная ставка земельного налога установлена, в частности, для земель, занятых жилищным фондом.
Вышеуказанный Закон не ставит предоставление налоговой льготы в зависимость от целевого назначения земельного участка либо от отнесения к той или иной территориальной зоне. Право на льготу связано с наличием на земельном участке объекта, являющегося объектом жилого фонда.
Для признания объекта, находящегося на земельном участке, объектом жилого фонда, необходимо руководствоваться положениями Жилищного кодекса РСФСР и Гражданского кодекса Российской Федерации. В частности, понятие жилищного фонда дано в ст.4 Жилищного кодекса РСФСР.
В соответствии с указанным определением жилищный фонд образуют жилые дома, а также жилые помещения в других строениях.
Поэтому жилищное строительство до момента окончания строительства, регистрации права собственности на создаваемое недвижимое имущество (ст.219 ГК РФ) и включения вновь построенного жилого строения в состав жилищного фонда организациями технической инвентаризации не может рассматриваться как жилищный фонд (Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 N 1301).
С учетом вышеизложенного земельные участки, выделенные для строительства жилых домов, до момента окончания строительства и приема их в эксплуатацию подлежат налогообложению в общеустановленном порядке, а ставка земельного налога для земель, занятых жилищным фондом, к ним не применяется.
Статьей 17 Закона установлено, что налогоплательщики, своевременно не привлеченные к уплате земельного налога, уплачивают этот налог не более чем за три предшествующих года. Пересмотр неправильно произведенного налогообложения допускается не более чем за три года.
Органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе в соответствии со ст.ст.13 и 14 Закона устанавливать льготы отдельным категориям налогоплательщиков по земельному налогу в пределах сумм земельного налога, остающихся в их распоряжении.
В соответствии с п.п.1 и 2 ст.52 Закона Московской области от 28.07.1997 N 39/97-ОЗ "О льготном налогообложении в Московской области" (в ред. Закона Московской области от 31.12.2002 N 165/2002-ОЗ) налоговые льготы распространяются на физических лиц при уплате ими земельного налога за земли, предоставленные для индивидуального жилищного строительства в пределах городской (поселковой) черты. Льготы предоставляются в пределах средств, зачисляемых в областной бюджет по нормативам, установленным законодательством Российской Федерации на соответствующий финансовый год, и применяются до даты включения завершенных строительством объектов на соответствующих земельных участках в состав индивидуального жилищного фонда (в период с 1 января 1999 г. до 1 января 2003 г.).
В период с 1 января 2003 г. до 1 января 2005 г. физические лица освобождаются от уплаты части земельного налога, равной 90% от суммы земельного налога, исчисленного за земельные участки в части площади указанных земельных участков, не превышающих 1500 кв. м.
Согласно п.2 ст.39 Закона Московской области от 28.07.1997 N 39/97-ОЗ "О льготном налогообложении в Московской области" налоговые льготы предоставляются лицам, на которых распространяется действие Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", а именно - уменьшение суммы земельного налога за земли городов на 50% в части средств, поступающих в областной бюджет.
На основании решений законодательных органов местного самоуправления по г. Павловский Посад от 23.01.2003 N 219/46 и от 19.12.2003 N 328/59 автор письма должен быть освобожден от уплаты части земельного налога, зачисляемого в местный бюджет.
Повышение ставок земельного налога осуществляется согласно действующему законодательству.
В соответствии с Федеральным законом от 14.12.2001 N 163-ФЗ ставки земельного налога и арендной платы, действующие в 2001 г., применяются в 2002 г. для всех категорий земель с коэффициентом 2.
Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ установлено, что действующие в 2002 г. размеры арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, и ставки земельного налога применяются в 2003 г. с коэффициентом 1,8.
Федеральным законом от 07.07.2003 N 117-ФЗ определено, что действующие в 2003 г. размеры ставок земельного налога (за исключением земельного налога на сельскохозяйственные угодья) применяются в 2004 г. с коэффициентом 1,1.
Если сумма земельного налога, исчисленная в соответствии с Законом РФ "О плате за землю", реально превышает возможности граждан по уплате налога, можно обратиться в финансовые органы муниципального образования с просьбой (заявлением) о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налога в соответствии с гл.9 части первой Налогового кодекса Российской Федерации.
Что касается Определения Верховного Суда Российской Федерации от 13.02.2003 по делу N 78-Впр03-3 в части перерасчета суммы земельного налога за земельный участок, имеющий целевое назначение "под индивидуальный жилой дом", в размере 3% от установленной ставки, то оно принято по определенному делу (по жалобе Жукова А.А.) и, следовательно, применяется только к данной конкретной ситуации, что не является основанием для применения вышеуказанного определения в других случаях.
Согласно Обзору законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2003 г., утвержденному Постановлениями Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 03.12.2003 и 24.12.2003, жилищное строительство не может рассматриваться как жилищный фонд, поэтому положение ч.5 ст.8 Закона о льготном налогообложении земель, занятых жилым фондом, не распространяется на земли, на которых строительство жилых домов не завершено (п.48).
Основание: Письмо УМНС России по Московской области от 07.06.2004 N 03-43/10473.
Н.Н.Васькин
Начальник отдела ресурсных платежей
Управления МНС России
по Московской области
Подписано в печать
22.07.2004
"Налоговые известия Московского региона", 2004, N 8

...Садоводческое товарищество Московской области имеет артезианскую скважину, осуществляет водозабор для хозяйственных и питьевых нужд членов садоводческого товарищества и прилегающих товариществ. Разъясните правомерность начисления платы за пользование водными объектами при наличии и отсутствии лицензии на право пользования недрами. Каковы размеры ставок платы за 2002 - 2004 гг.?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также