Разъясните порядок учета расходов по сертификации продукции в налоговом и бухгалтерском учете.

В налоговом учете затраты на сертификацию относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп. 2 п. 1 ст. 264 НК РФ). Причем по этой статье расходов можно учесть расходы как на обязательную, так и на добровольную сертификацию. Дело в том, что Налоговый кодекс не устанавливает ограничений по такому виду расходов, то есть не указывает, что расходы на сертификацию можно учесть только в том случае, если она предусмотрена законодательством. Таким образом, расходы на сертификацию (добровольную и обязательную) признаются в налоговом учете при условии их экономической обоснованности.
По нашему мнению, для налогообложения прибыли учитываются только те расходы на сертификацию, которые производятся в соответствии с Законом РФ от 10.06.1993 N 5151-1 "О сертификации продукции и услуг". То есть для принятия расходов по добровольной сертификации имеет значение, какая именно организация оказывала услугу по сертификации (п. 1 ст. 18 Закона о сертификации). Ведь в соответствии с Законом о сертификации ее могут проводить только организации, прошедшие аккредитацию в Госстандарте России. Иначе это будут экономически необоснованные расходы (п. 1 ст. 252 НК РФ). Аналогичной позиции придерживаются налоговые органы, отразив ее в п. 2 разд. 5.4 Методических рекомендаций по применению главы 25 НК РФ (утв. Приказом МНС России от 20.12.2002 N БГ-3-02/729).
Расходы, понесенные при сертификации продукции, в виде стоимости образцов продукции, услуг по рассмотрению заявлений на сертификацию, услуг по проведению сертификации признаются расходами на сертификацию и списываются на расходы согласно ст. 264 НК РФ.
Расходы на сертификацию в налоговом учете отражаются в том отчетном (налоговом) периоде, когда они возникли. Поскольку сертификат имеет определенный срок действия, то и расходы на его получение должны списываться в течение этого срока (п. 1 ст. 272 НК РФ).
Однако обращаем внимание на требования, содержащиеся в Письме Минфина России от 26.08.2002 N 04-02-06/3/62. Так, для целей налогообложения возможность учета расходов в течение нескольких отчетных периодов может быть обусловлена только условиями заключенного сторонами договора. Если из условий договора нельзя определить срок, к которому относятся произведенные расходы, то такие расходы признаются таковыми в момент их возникновения согласно нормам гл. 25 НК РФ. Таким образом, в договоре на сертификацию продукции должны быть указаны услуги по рассмотрению заявлений на сертификацию, услуги по проведению сертификации и предоставлению образцов продукции. В противном случае указанные косвенные расходы принимаются в налоговом учете в момент их осуществления на основании документального подтверждения.
В бухгалтерском учете расходы на сертификацию продукции относятся к расходам по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99 "Учет расходов организации", утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н) и признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место (п. 18 ПБУ 10/99). Поскольку сертификат выдается на срок более одного месяца, затраты на его получение следует отражать в составе расходов будущих периодов согласно п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н).
Данные хозяйственные операции отражаются следующими проводками:
Дт 97 Кт 60, 76 - учтены расходы на получение сертификата соответствия;
Дт 97 Кт 10, 43 - списана себестоимость образцов готовой продукции, которые переданы для проведения сертификации;
Дт 20, 44 Кт 97 - отнесены на затраты производства расходы на сертификацию в части, приходящейся на текущий месяц, в течение срока действия сертификата.
Консультационный отдел
ЗАО "Horwath МКПЦН"
Подписано в печать
27.10.2005
"Аудит и налогообложение", 2005, N 11

...Возникает ли у банка как у налогового агента обязанность по удержанию НДФЛ или сообщению в налоговые органы о выплаченном доходе, в случае если у физлица появляется доход от экономии на процентах по заемным средствам ниже 3/4 ставки рефинансирования в рублях и 9% в валюте на момент начисления процентов и он не назначил банк уполномоченным представителем по уплате налога?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также