Статья: учет расходов по украшению витрин предприятий торговли и общественного питания (талалаева ю.н.) ("бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", 2004, n 2)

"Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", N 2, 2004
УЧЕТ РАСХОДОВ ПО УКРАШЕНИЮ ВИТРИН
ПРЕДПРИЯТИЙ ТОРГОВЛИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
Накануне предусмотренных законодательством праздников организации торговли и общественного питания, как правило, украшают свои витрины. В одних случаях это делается добровольно, в других - по распоряжению местных властей. (Так, например, согласно Распоряжению Правительства Москвы от 14 ноября 2003 г. N 2073-РП "Об организации торгового обслуживания в дни празднования Нового 2004 года и Рождества Христова" предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения должны были украсить витрины и фасады до 1 декабря 2003 г. Праздничное оформление должно было функционировать до 14 января 2004 г.)
Естественно, что украшение витрин связано с определенными расходами, которые следует отразить в учете и учесть для целей налогообложения. К сожалению, в настоящее время порядок учета затрат на украшение витрин в бухгалтерском и налоговом законодательстве специально не регламентируется. Поэтому при решении обозначенной проблемы следует исходить из общих законодательных норм и профессионального суждения бухгалтера.
В специальной литературе встречаются две точки зрения по вопросу учета расходов на украшение витрин:
1) такие расходы являются рекламными, учитываются в бухгалтерском учете в составе расходов по обычным видам деятельности, в налоговом учете - в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией;
2) расходы на украшение витрин в бухгалтерском учете учитываются как внереализационные расходы, для целей налогообложения прибыли не принимаются.
Организации, придерживающиеся первой точки зрения, ведут учет расходов на украшение витрин в порядке, описанном в примере 1.
Пример 1. Для украшения витрины к Международному женскому дню торговой организацией приобретены декоративные изделия, композиции из искусственных цветов, плакатная продукция и др. общей стоимостью 14 160 руб. (в том числе налог на добавленную стоимость (18 процентов) - 2160 руб.). Непосредственно для украшения витрины была привлечена сторонняя специализированная организация. Стоимость услуг по украшению витрины составила 2950 руб. (в том числе налог на добавленную стоимость (18 процентов) - 450 руб.).
Приобретение украшений и расчеты со сторонней организацией осуществлялись через подотчетное лицо, которому для этих целей из кассы организации было выдано 18 000 руб.
Организация считает, что украшенные витрины стимулируют покупателей к приобретению товаров в магазине, поэтому было принято решение об учете расходов по украшению витрины в качестве рекламных расходов.
В учете организации будут оформлены проводки:
дебет счета 71 "Расчеты с подотчетными лицами" кредит счета 50 "Касса" - на сумму денежных средств, выданных подотчетному лицу для приобретения украшений, - 18 000 руб.;
дебет счета 10 "Материалы" кредит счета 71 - на сумму стоимости приобретенных украшений - 12 000 руб. (14 160 руб. - 2160 руб.);
дебет счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" кредит счета 71 - на сумму налога на добавленную стоимость - 2160 руб.;
дебет счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" кредит счета 19 - на сумму налога на добавленную стоимость, подлежащего вычету, - 2160 руб.;
дебет счета 44 "Расходы на продажу" кредит счета 10 - на сумму стоимости украшений, использованных для праздничного оформления витрины, - 12 000 руб.;
дебет счета 44 кредит счета 71 - на сумму стоимости услуг сторонней организации по украшению витрины - 2500 руб.;
дебет счета 19 кредит счета 71 - на сумму налога на добавленную стоимость - 450 руб.;
дебет счета 68 кредит счета 19 - на сумму налога на добавленную стоимость, подлежащего вычету, - 450 руб.;
дебет счета 50 кредит счета 71 - на сумму неизрасходованных денежных средств, возвращенных подотчетным лицом в кассу организации, - 890 руб. (18 000 руб. - 14 160 руб. - 2950 руб.).
Для целей налогового учета расходы на рекламу учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп.28 п.1 ст.264 НК РФ.
Таким образом, если организация примет решение учитывать расходы на украшение витрин в составе рекламных расходов, налоговая база по налогу на прибыль отчетного периода будет уменьшена на 14 500 руб. (12 000 руб. + 2500 руб.). Согласно п.4 ст.264 НК РФ такие расходы не подлежат нормированию для целей налогообложения.
В случае если в регионе, где осуществляет свою деятельность данная организация, введен налог на рекламу, организация должна будет исчислить этот налог с суммы рекламных расходов и уплатить его в бюджет.
Начисление налога на рекламу отразится записью:
дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 2 "Прочие расходы", кредит счета 68 - на сумму налога на рекламу.
Если организация считает, что расходы на украшение витрин не являются рекламными расходами, их учет следует организовать в следующем порядке.
Пример 2. Для условий примера 1 расходы организации на украшение витрин включаются в состав внереализационных расходов и не учитываются для целей налогообложения.
В учете организации будут оформлены проводки:
дебет счета 71 кредит счета 50 - на сумму денежных средств, выданных подотчетному лицу для приобретения украшений, - 18 000 руб.;
дебет счета 10 кредит счета 71 - на сумму стоимости приобретенных украшений - 12 000 руб. (14 160 руб. - 2160 руб.);
дебет счета 19 кредит счета 71 - на сумму налога на добавленную стоимость - 2160 руб.;
дебет счета 91, субсчет 2 "Прочие расходы", кредит счета 10 - на сумму стоимости украшений, использованных для праздничного оформления витрины (без уменьшения налоговой базы по налог на прибыль), - 12 000 руб.;
дебет счета 91, субсчет 2 "Прочие расходы", кредит счета 71 - на сумму стоимости услуг сторонней организации по украшению витрины (без уменьшения налоговой базы по налог на прибыль) - 2500 руб.;
дебет счета 19 кредит счета 71 - на сумму налога на добавленную стоимость - 450 руб.;
дебет счета 91, субсчет 2 "Прочие расходы", кредит счета 19 - на сумму налога на добавленную стоимость (без уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль) - 2610 руб. (2160 руб. + 450 руб.);
дебет счета 50 кредит счета 71 - на сумму неизрасходованных денежных средств, возвращенных подотчетным лицом в кассу организации, - 890 руб. (18 000 руб. - 14 160 руб. - 2950 руб.).
Вопрос о порядке учета расходов на украшение витрин каждый бухгалтер должен решать самостоятельно исходя из его профессионального суждения.
По нашему мнению, при квалификации расходов на украшение витрин во главу угла следует ставить критерий их обоснованности. Напомним, что согласно ст.252 НК РФ в целях гл.25 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. При этом под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. В этой же статье НК РФ отмечено, что расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Очевидно, что рекламные расходы экономически оправданы, поскольку способствуют реализации продукции. Однако сама возможность признания расходов на украшение витрин рекламными расходами вызывает сомнение.
При отнесении тех или иных затрат к рекламным следует исходить из определения рекламы, содержащегося в Федеральном законе от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе". Согласно ст.2 указанного Закона реклама - это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
Таким образом, рекламные расходы - это расходы, способствующие формированию и поддерживанию интереса к реализуемым торговой организацией товарам и предоставляемым организацией общественного питания услугам.
По нашему мнению, элементы праздничного украшения витрин (мишура, елочные игрушки, елки, цветы, плакаты с праздничной символикой и др. украшения) не имеют прямого отношения к деятельности организаций торговли и общественного питания, не несут в себе информации о реализуемых товарах и оказываемых услугах. Соответственно, связанные с этим расходы не могут быть признаны рекламными, учтены в составе расходов по обычным видам деятельности и приняты для целей налогообложения.
Читатели могут возразить, что в перечне рекламных расходов, установленном п.4 ст.264 НК РФ, присутствуют расходы на оформление витрин. Однако, по нашему мнению, в данном пункте НК РФ речь идет именно о расходах по рекламному оформлению витрин, т.е. о расходах, направленных на поддержание интереса к реализуемым товарам, оказываемым услугам (расходы на демонстрацию в витринах реализуемых товаров, их муляжей и проч.).
Такой подход к организации учета расходов по украшению витрин позволит избежать конфликтов с налоговыми органами. Если же организация все же приняла решение об учете расходов на украшение витрин в составе рекламных расходов, ей следует запастись весомыми аргументами для обоснования своей позиции.
Ю.Н.Талалаева
Подписано в печать
13.01.2004

Читайте также