Статья: Затраты на обеспечение нормальных условий труда: отражение в бухгалтерском учете (Кувалдина Т.Б.) ("Аудиторские ведомости", 2010, n 11)

"Аудиторские ведомости", 2010, N 11
ЗАТРАТЫ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ НОРМАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ТРУДА:
ОТРАЖЕНИЕ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ
Разъясняются особенности бухгалтерского и налогового учета расходов на обеспечение нормальных условий труда в коммерческих организациях. Приводятся конкретные примеры.
В соответствии с законодательством Российской Федерации организации-работодатели обязаны обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда (ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации, далее - ТК РФ). Согласно ст. 209 ТК РФ под условиями труда понимается совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника (см. также Постановление ФАС Поволжского округа от 18.10.2005 N А65-5521/2005-СА2-38).
Статья 163 ТК РФ к нормальным условиям труда относит: исправное состояние помещений, сооружений, машин, технологической оснастки и оборудования; своевременное обеспечение технической и иной необходимой для работы документацией; надлежащее качество материалов, инструментов, иных средств и предметов, необходимых для выполнения работы, их своевременное предоставление работнику; условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства.
Для создания таких условий организации несут расходы, связанные с:
- устройством и содержанием умывальников, душевых;
- обеспечением сотрудников специальной одеждой, специальным питанием;
- содержанием установок по газированию воды, раздевалок, шкафчиков для специальной одежды;
- оборудованием и содержанием комнат отдыха и др.
Согласно пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ указанные расходы в целях налогообложения прибыли относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией продукции (работ, услуг), и могут уменьшать налоговую прибыль при выполнении следующих трех условий.
1. Расходы должны быть обоснованными. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
2. Расходы должны быть документально подтверждены. Статья 252 НК РФ разрешает подтверждать расходы любыми документами, которые оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе документами, которые косвенно подтверждают произведенные расходы. Главное, чтобы на основании документов можно было сделать однозначный вывод о том, что расходы фактически состоялись (см. также Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 04.06.2008 N Ф08-2581/2008, ФАС Поволжского округа от 29.05.2008 N А65-27141/2007, ФАС Уральского округа от 31.07.2008 N Ф09-5433/08-С3, от 08.04.2008 N Ф09-2223/08-С3).
3. Расходы произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. При этом расходы налогоплательщика должны соотноситься с характером его деятельности, а не с получением прибыли (см. Письмо Минфина России от 17.07.2008 N 03-03-06/1/414).
Согласно п. п. 5, 7 ПБУ 10/99 расходы, связанные с обеспечением нормальных условий труда, являются расходами по обычным видам деятельности и отражаются по дебету затратных счетов (счета 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы", 29 "Обслуживающие производства и хозяйства", 44 "Расходы на продажу") в корреспонденции с кредитом различных счетов.
Активы, приобретенные в целях обеспечения нормальных условий труда, в зависимости от принятой учетной политики организации могут учитываться либо в составе основных средств (на счете 01 "Основные средства") согласно п. 4 ПБУ 6/01, либо в составе материально-производственных запасов (на счете 10 "Материалы") согласно п. 2 ПБУ 5/01. Фактические затраты на приобретение активов, которые будут приняты к учету как объекты основных средств, отражаются по дебету субсчета 08-4 "Приобретение объектов основных средств" в корреспонденции со счетом 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". При принятии основных средств к бухгалтерскому учету его первоначальная стоимость списывается с кредита субсчета 08-4 в дебет счета 01.
Учет затрат на оборудование комнаты отдыха и пункта питания
Трудовое законодательство обязывает работодателя устраивать перерывы для обогревания и отдыха. Так, в соответствии со ст. 108 ТК РФ в течение рабочего дня или смены сотрудникам должны предоставляться перерывы для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, которые в рабочее время не включаются и не оплачиваются. Кроме того, ст. 109 ТК РФ предусматривает на отдельных видах работ предоставление работникам в течение рабочего времени специальных перерывов, обусловленных технологией и организацией производства и труда. Виды этих работ, продолжительность и порядок предоставления таких перерывов устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.
Согласно ч. 1 ст. 223 ТК РФ обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников организаций в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя. В этих целях в организациях по установленным нормам оборудуются санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, комнаты для отдыха в рабочее время и помещения, специально предназначенные для психологической разгрузки. Требования по созданию комнат для приема пищи установлены еще и санитарными нормами. Так, п. 2.49 СНиП 2.09.04-87 "Административные и бытовые здания" предусматривает, что на предприятиях должны быть столовые или столовые-раздаточные, а при численности смены менее 30 человек вместо столовой может быть оборудована комната для приема пищи.
Чтобы эти комнаты функционировали, организации должны снабдить их необходимыми принадлежностями, инвентарем, а также поддерживать их в исправном и рабочем состоянии. Для оборудования этих комнат организации приобретают холодильники, чайники, микроволновые печи, морозильные камеры, электроплиты, пылесосы, столы, обогреватели, телевизоры, подставки, лампы настольные, зеркала и т.д. Рассмотрим, как эти хозяйственные операции отражаются в учете на примере конкретной ситуации.
Пример 1. В соответствии с коллективным договором и приказом руководителя с целью обустройства комнаты для обеда и отдыха организация приобрела телевизор стоимостью 28 500 руб. (в том числе НДС - 4347 руб.), микроволновую печь стоимостью 7800 руб. (в том числе НДС - 1190 руб.). Расчеты за телевизор и микроволновую печь произведены в безналичной форме. Согласно учетной политике организации для целей бухгалтерского учета активы, отвечающие критериям основных средств, но стоимостью не более 20 000 руб. за единицу отражаются в бухгалтерском учете в составе материально-производственных запасов (далее - МПЗ).
Приобретенный телевизор удовлетворяет условиям п. 4 ПБУ 6/01 и поэтому учитывается в составе основных средств по первоначальной стоимости. Микроволновая печь принимается к бухгалтерскому учету в составе МПЗ по фактической себестоимости.
Сумму НДС, предъявленную поставщиком, организация имеет право принять к вычету после принятия на учет телевизора и микроволновой печи при наличии счета-фактуры поставщика (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).
В бухгалтерском учете организации для отражения приобретения активов с целью обустройства комнаты для обеда и отдыха производятся следующие записи:
Дебет 08-4, Кредит 60 - 24 153 руб. (28 500 - 4347) - на основании отгрузочных документов поставщика отражены затраты на приобретение телевизора;
Дебет 19, Кредит 60 - 4347 руб. - на основании счета-фактуры отражена сумма НДС по приобретенному телевизору;
Дебет 01, Кредит 08-4 - 24 153 руб. - на основании акта о приеме-передаче (ф. N ОС-1), инвентарной карточки (ф. N ОС-6) принят к бухгалтерскому учету телевизор в качестве объекта основных средств;
Дебет 68, Кредит 19 - 4347 руб. - на основании счета-фактуры принята к вычету предъявленная сумма НДС;
Дебет 60, Кредит 51 - 28 500 руб. - на основании выписки банка по расчетному счету произведены расчеты с поставщиком телевизора;
Дебет 10, Кредит 60 - 6610 руб. (7800 - 1190) - на основании отгрузочных документов поставщика и приходного ордера (ф. N М-4) отражено приобретение микроволновой печи;
Дебет 19, Кредит 60 - 1190 руб. - на основании счета-фактуры отражена сумма НДС по приобретенной микроволновой печи;
Дебет 68, Кредит 19 - 1190 руб. - на основании счета-фактуры принята к вычету предъявленная сумма НДС;
Дебет 26, Кредит 10 - 6610 руб. - на основании требования-накладной (ф. N М-11) стоимость микроволновой печи списана на общехозяйственные расходы;
Дебет 012 - 6610 руб. - на основании ведомости учета малоценных активов стоимость микроволновой печи отражена на забалансовом счете.
В рассматриваемой ситуации необходимость обустройства комнаты для обеда и отдыха предусмотрена коллективным договором, в связи с чем можно считать, что затраты организации по ее оборудованию (в том числе приобретение телевизора и микроволновой печи) являются обоснованными и связанными с обеспечением санитарно-бытового обслуживания работников, т.е. имеют производственную направленность.
Стоимость приобретенной микроволновой печи не превышает 20 000 руб. Следовательно, организация вправе учесть единовременно ее стоимость в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ, а также принимая во внимание судебную практику по данному вопросу (см. Постановления ФАС Северо-Западного округа от 13.11.2006 N А56-51313/2004, ФАС Западно-Сибирского округа от 02.04.2007 N Ф04-1822/2007(32980-А27-40) по делу N А27-11993/2006-2).
В налоговом учете приобретенный телевизор признается основным средством, поскольку его первоначальная стоимость, определяемая в порядке, установленном абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ, составляет более 20 000 руб. Начисление амортизации по телевизору начнется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором он будет введен в эксплуатацию (абз. 2 п. 2 ст. 259 НК РФ).
Кроме расходов по созданию и оборудованию комнат для приема пищи, организации могут нести затраты по оплате труда работников столовой, которые состоят в ее штате. В НК РФ не указано, как учитывать эти расходы. На наш взгляд, если столовая находится в здании организации, а работники столовой состоят в штате, расходы по выплате заработной платы работникам столовой должны учитываться по правилам ст. 255 НК РФ. Аналогичные выводы содержатся в Письмах Минфина России от 13.03.2008 N 03-03-06/1/173, от 06.03.2008 N 03-03-06/2/19, от 11.09.2007 N 03-03-06/1/659, от 30.03.2005 N 03-03-01-04/2/50, а также в Письме Управления ФНС России по г. Москве от 14.12.2007 N 20-12/119671.
Оборудование комнат, предназначенных для курения
Согласно ст. 6 Федерального закона от 10.07.2001 N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака" (в ред. от 22.12.2008) в целях снижения вредного воздействия табачного дыма запрещается курение табака на рабочих местах, за исключением курения в специально отведенных местах, которые организуются работодателями. Таким образом, поскольку требование о наличии специальных курительных мест вытекает из законодательства, в целях налогообложения прибыли затраты по оборудованию и содержанию таких комнат могут быть учтены в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль.
Пример 2. В соответствии с приказом руководителя для оборудования курительной комнаты организацией были приобретены комплект мебели стоимостью 120 500 руб. (в том числе НДС - 18 381 руб.), металлические урны-пепельницы (5 шт. по цене 1800 руб. за 1 шт.) стоимостью 9000 руб. (в том числе НДС - 1373 руб.). Расчеты за комплект мебели и урны-пепельницы произведены в безналичной форме. Согласно учетной политике организации для целей бухгалтерского учета активы, отвечающие критериям основных средств, но стоимостью не более 20 000 руб. за единицу отражаются в бухгалтерском учете в составе МПЗ.
Приобретенный комплект мебели удовлетворяет условиям п. 4 ПБУ 6/01 и поэтому учитывается в составе основных средств по первоначальной стоимости. Поскольку стоимость урн-пепельниц не превышает 20 000 руб., указанные материальные ценности учитываются в составе МПЗ, т.е. на счете 10.
В бухгалтерском учете активов, приобретенных для обустройства комнаты для курения, производятся следующие записи:
Дебет 08-4, Кредит 60 - 102 119 руб. (120 500 - 18 381) - на основании отгрузочных документов поставщика отражены затраты на приобретение комплекта мебели;
Дебет 19, Кредит 60 - 18 381 руб. - на основании счета-фактуры отражена сумма НДС по приобретенному комплекту мебели;
Дебет 01, Кредит 08-4 - 102 119 руб. - на основании акта о приеме-передаче (ф. N ОС-1), инвентарной карточки (ф. N ОС-6) принят к бухгалтерскому учету комплект мебели в качестве объекта основных средств;
Дебет 68, Кредит 19 - 18 381 руб. - на основании счета-фактуры принята к вычету предъявленная сумма НДС;
Дебет 60, Кредит 51 - 120 500 руб. - на основании выписки банка по расчетному счету произведены расчеты с поставщиком комплекта мебели;
Дебет 10, Кредит 60 - 7627 руб. (9000 - 1373) - на основании отгрузочных документов поставщика и приходного ордера (ф. N М-4) отражено приобретение урн-пепельниц в количестве 5 штук;
Дебет 19, Кредит 60 - 1373 руб. - на основании счета-фактуры отражена сумма НДС по приобретенным урнам-пепельницам;
Дебет 68, Кредит 19 - 1373 руб. - на основании счета-фактуры принята к вычету предъявленная сумма НДС;
Дебет 26, Кредит 10 - 7627 руб. - на основании требования-накладной (ф. N М-11) стоимость урн-пепельниц списана на общехозяйственные расходы;
Дебет 012 - 7627 руб. - согласно ведомости учета малоценных активов стоимость урн-пепельниц отражена на забалансовом счете.
В целях налогообложения стоимость урн-пепельниц единовременно учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Приобретенный комплект мебели в налоговом учете признается основным средством, поскольку его первоначальная стоимость, определяемая в порядке, установленном абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ, составляет более 20 000 руб.
Приобретение кулеров и питьевой воды
Многие работодатели стремятся создать для своих работников комфортные условия труда, в частности приобретая кулеры и питьевую воду. Возникает вопрос, можно ли учесть расходы, связанные с приобретением этих материальных ценностей, в целях налогообложения прибыли. По данному вопросу существуют две позиции.
 Позиция 1. Расходы учитываются, если есть заключение о непригодности для питья водопроводной воды. Например, в Письме Минфина России от 02.12.2005 N 03-03-04/1/408 разъяснено, что расходы на приобретение кулера и чистой питьевой воды для сотрудников могут быть учтены в целях налогообложения прибыли, если по заключению санитарно-эпидемиологической службы вода в водопроводе непригодна
Статья: Информация по сегментам в бухгалтерской отчетности (Руденко И.В.) ('Аудиторские ведомости', 2010, n 11)  »
Читайте также