Статья: Роль финансового контроля в период кризиса (Никольская Ю.П.) ("Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет", 2009, n 10)

"Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет", 2009, N 10
РОЛЬ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В ПЕРИОД КРИЗИСА
Прошел год после того, как во всем мире разразился финансовый кризис. Мировое сообщество в целом, специалисты всех стран анализируют причины, которые в своей совокупности привели к кризису, ищут пути преодоления кризиса. Очень важно, что на основе анализа разрабатываются меры, которые не только должны способствовать выходу из кризиса, но и направлены на искоренение причин, его породивших. Кризис так или иначе затронул как мировую экономику, в той или иной степени экономику каждой страны, так и отдельные хозяйствующие субъекты. Очевидно, что нельзя однозначно указать на одну или несколько причин, способствовавших возникновению и развитию кризиса, необходимо рассматривать их совокупность с учетом взаимосвязей. В числе причин, породивших кризис, по нашему мнению, можно выделить проблему недостаточной (ненадлежащей) организации финансового контроля на всех уровнях.
Поиском путей выхода их кризиса и дальнейшего развития заняты все государства, большое внимание уделяют этим проблемам и первые лица государств. Например, Президент США Барак Обама в своем недавнем обращении к нации призвал Конгресс утвердить изменения в американской системе финансового регулирования, касающиеся усиления контроля над финансовыми институтами. Это обращение прозвучало спустя год после банкротства банка Lehman Brothers, ставшего точкой отсчета нынешней рецессии. Отметим, что аудиторское заключение свидетельствовало о достоверности финансовой отчетности этого банка. За год, пошедший после кризиса, проведены два саммита G-20, и в сентябре 2009 г. пройдет третий саммит в Питсбурге (США), одним из направлений работы которого будет совершенствование финансового контроля и надзора. Кризис выявил проблемы не только в организации финансового контроля, но и в организации бухгалтерского учета и процессов формирования финансовой отчетности, поэтому необходимо внести изменения и в стандарты подготовки отчетности. В этой связи Международный наблюдательный совет опубликовал документ, в котором сформулированы четыре ключевых принципа, на которых должна базироваться глобальная система финансовой отчетности: "надежность", "адекватность", "доступность" (для понимания) и "сопоставимость" (т.е. возможность сравнения) <1>.
--------------------------------
<1> http://www.gaap.ru/news/gaap_ifrs/3459/.
Европейский союз также рассматривает роль ненадлежащего уровня обеспечения финансового контроля среди причин кризиса, и для обеспечения финансовой стабильности создаются две новые структуры. Первая - Европейский совет по системным рискам (European Systemic Risk Board (ESRB) - должна предварительно выявлять потенциальные риски и предлагать предупредительные меры. Вторая структура - Европейская система финансовых надзирателей (European System of Financial Supervisors (ESFS) - будет состоять из представителей стран-членов и трех новых европейских наблюдательных органов, которые будут контролировать соответственно банковскую сферу, систему накоплений и страхования, а также пенсионный сектор <2>.
--------------------------------
<2> http://www.apsny.ge/2009/eco/1253765122.php.
Наряду с недостаточным финансовым контролем, можно отметить еще одну важную проблему, во многом обусловившую возможность развития кризиса, в то же время показавшую несостоятельность системы финансового контроля. Эта проблема носит как экономический, так и нравственный характер - проблема мошенничества, в частности мошенничества при составлении финансовой и налоговой отчетности, в том числе и приукрашивание действительности для повышения инвестиционной привлекательности. В этой связи представляет интерес исследование, проведенное компанией "Эрнст энд Янг" путем опроса более 2200 специалистов крупных компаний в 22 государствах Европы <3>. Очевидно, что ответы респондентов разных стран имеют различия, однако исследователи выявили общие закономерности. Особенно это касается взяток и искажения отчетности. Согласно результатам исследования 25% опрошенных считают допустимой дачу взятки для получения контрактов (в некоторых странах этот показатель даже выше: например 38% в Испании, 43% в Чешской Республике и 53% в Турции). Следует согласиться с позицией исследователей из компании "Эрнст энд Янг" относительно тревожности сложившейся ситуации. Приведенные данные о том, что, по мнению 13% опрошенных старших менеджеров, искажение финансовой отчетности компании является оправданным для выживания в период текущего экономического кризиса, свидетельствуют нам о нравственном неблагополучии в обществе. Еще более неутешительные данные представлены относительно оправдания мошеннических действий ради спасения бизнеса. Согласно данным исследования мошенничество ради спасения бизнеса оправдывают 49% респондентов из Центральной и Восточной Европы, 42% - из Западной Европы и 60% - из России. Таким образом, к воздействиям кризиса добавляются еще и воздействия нечистых на руку специалистов, которые искажают финансовую и налоговую отчетность, мотивируя эти деяния благими целями - удержанием бизнеса на плаву. Нужно отметить, что мошеннические действия в части искажения финансовой отчетности совершались не только в преддверии и в период кризиса. К сожалению, история мало чему нас научила. В начале XXI в. целый ряд скандалов, связанных с мошенничеством при составлении отчетности, привел к существенному экономическому ущербу, нанесенному как рынкам капитала, так и экономике в целом, в результате чего возникла необходимость законодательно изменить в сторону ужесточения требования к проведению обязательного аудита открытых акционерных компаний. Например, действия американского энергетического гиганта "Энрон" при участии одного из лидеров мирового аудита - компании "Артур Андерсен", приведшие к крупномасштабным цепным банкротствам, казалось бы должны были найти ответные действия в виде ужесточения контроля и создания условий, при которых подобные действия были бы в дальнейшем невозможны.
--------------------------------
<3> С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте www.ey.com.
В плане мер ужесточения законодательства, направленных на обеспечение достоверности финансовой отчетности, следует выделить Закон Сарбейнса - Оксли (США, 2002 г.), в Европе - 8-ю Директиву. Необходимо отметить, что Закон Сарбейнса - Оксли распространяется на все компании (учрежденные как в США, так и в любой другой стране), которые имеют акции и долговые ценные бумаги, зарегистрированные в Комиссии США по ценным бумагам и биржам в соответствии с требованиями законодательства США по ценным бумагам. Существенное ужесточение контроля в результате вступления в силу положений этого Закона связано с введением жесткого регулирования в отношении правил подготовки и аудита финансовой отчетности организаций-эмитентов. В нем установлены прямая ответственность (в том числе уголовная) руководства компании-эмитента за достоверность финансовой отчетности и дополнительные требования - обязанность руководства компании подтверждать правильность финансовой отчетности лично, а также подтверждать свою ответственность за эффективность системы внутреннего контроля и в первую очередь при подготовке финансовой отчетности. Для обеспечения выполнения требований Закона компании необходимо получить заключение внешнего аудитора об эффективности системы внутреннего контроля компании.
Однако, как показала практика, даже жесткие требования Закона не уберегают руководителей от соблазнов искажения отчетности компании. Не уберегают жесткие требования и аудиторов, которые зачастую в своих заключениях признают достоверной явно фальсифицированную отчетность либо сами принимают участие в этих процессах.
Для нашей страны одним из последствий кризиса является снижение сбора налогов, которые являются важнейшим источником формирования доходов бюджета. Так, по данным ФНС России, поступление администрируемых ФНС России доходов за период январь - август 2008 г. составило 7031, 4 млрд руб., в то время как за аналогичный период текущего года - 5448,5 млрд руб., что составило 77,5% <4>. По нашему мнению, такое падение налоговых доходов отражает не только собственно последствия кризиса, но и умышленные действия, связанные с занижением показателей, которые возможны, с одной стороны, при попустительстве общества, а с другой - при слабости финансового контроля в первую очередь даже не государственного, а внутреннего, а также недостаточно адекватной оценке степени достоверности финансовой отчетности со стороны внешнего аудита. В табл. 1 приведены основные показатели социально-экономического развития страны за тот же период, представленные Министерством экономического развития РФ <5>, свидетельствующие о воздействии мирового кризиса на экономику страны.
--------------------------------
<4> http://www.nalog.ru/index.php?topic=budjet, файл pril_ynv_avg09.
<5> http://www.economy.gov.ru/. Мониторинг о текущей ситуации в экономике Российской Федерации в январе - августе 2009 г.
Таблица 1
Основные показатели социально-экономического развития
Российской Федерации
--------------------T--------------------T--------------------------------¬
¦ ¦ 2008 г. ¦ 2009 г. ¦
¦ +----------T---------+----------T----------T----------+
¦ Показатель ¦ ¦ январь -¦ ¦ январь - ¦Справочно:¦
¦ ¦ август ¦ август ¦ август ¦ август +----------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Июль ¦
+-------------------+----------+---------+----------+----------+----------+
¦ Экономический рост, в % к соответствующему периоду предыдущего года ¦
+-------------------T----------T---------T----------T----------T----------+
¦ВВП <1> ¦ 105,6 ¦ 1077,4 ¦ 89,5 ¦ 89,8 ¦ 90,7 ¦
¦Индекс ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦промышленного ¦ 104,7 ¦ 105,3 ¦ 87,4 ¦ 86,0 ¦ 89,2 ¦
¦производства <2> ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Инвестиции ¦ 110,1 ¦ 116,9 ¦ 80,6 <3> ¦ 81,1 <3> ¦ 81,1 <3> ¦
¦в основной капитал ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------+----------+---------+----------+----------+----------+
¦ Инфляция, прирост в % (за период) ¦
+-------------------T----------T---------T----------T----------T----------+
¦Потребительские ¦ 0,4 ¦ 9,7 ¦ 0,0 ¦ 8,1 ¦ 0,6 ¦
¦цены ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Цены производителей¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦промышленных ¦ 0,5 ¦ 23,8 ¦ 1,4 ¦ 13,5 ¦ 1,8 ¦
¦товаров ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------+----------+---------+----------+----------+----------+
¦ Финансы населения ¦
+-------------------T----------T---------T----------T----------T----------+
¦Номинальная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦начисленная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦среднемесячная ¦ 17 244 ¦ 16 502 ¦18 306 <4>¦18 088 <4>¦ 18 872 ¦
¦заработная плата, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Реальная заработная¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦плата, в % ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦к соответствующему ¦ 112,1 ¦ 112,8 ¦ 94,4 <4> ¦ 96,7 <4> ¦ 94,6 ¦
¦периоду предыдущего¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦года ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Реальные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦располагаемые ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦денежные доходы, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦в % ¦ 107,6 ¦ 107,1 ¦ 93,2 ¦ 99,3 ¦ 97,7 ¦
¦к соответствующему ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦периоду предыдущего¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦года <4> ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------+----------+---------+----------+----------+----------+
¦ Деньги и кредит ¦
+-------------------T----------T---------T----------T----------T----------+
¦Обменный курс, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦в руб. за 1 долл. ¦ 24,13 ¦ 23,9 ¦ 31,6 ¦ 32,7 ¦ 31,52 ¦
¦США (средний ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦за период) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Индекс реального ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦курса рубля ¦ 97,5 ¦ 107,1 ¦ 99,8 ¦ 94,1 ¦ 99,2 ¦
¦к доллару США, % ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------+----------+---------+----------+----------+----------+
¦ Внешнеэкономическая деятельность в млрд долл. США ¦
+-------------------T----------T---------T----------T----------T----------+
¦Экспорт товаров <5>¦ 45,7 ¦ 329,8 ¦ 28,7 ¦ 180,9 ¦ 26,3 ¦
¦Импорт товаров <5> ¦ 27,1 ¦ 191,3 ¦ 15,6 ¦ 114,0 ¦ 16,1 ¦
¦Международные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦резервы (изменение ¦ -14,4 ¦ -103,45 ¦ 7,6 ¦ -17,5 ¦ -10,612 ¦
¦за период) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-------------------+----------+---------+----------+----------+-----------
--------------------------------
<1> Оценка Минэкономразвития России.
<2> Агрегированный индекс производства по видам деятельности "Добыча полезных ископаемых", "Обрабатывающие производства", "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды" с учетом поправки на неформальную деятельность.
<3> Оценка Росстата.
<4> Предварительные данные.
<5> По методологии платежного баланса.
В настоящий момент можно отметить, что сложившаяся в нашей стране ситуация с финансовым контролем не отвечает требованиям времени, хотя надлежащая организация является одним из факторов обеспечения экономической безопасности. На уровне государства
Вопрос: Человек осуществляет функции единоличного исполнительного органа в нескольких обществах (ООО), в которых является единственным участником. Возникают ли между ООО и физлицом трудовые отношения? Распространяются ли на этот случай нормы ТК РФ о совместительстве? Нужно ли заполнять трудовую книжку? ('ЭЖ-Юрист', 2009, n 39)  »
Читайте также