Статья: Конкурентно-интеграционный бенчмаркинг в условиях современного состояния розничной торговли в России (Островская В.Н.) ("Экономический анализ: теория и практика", 2009, n 25)

"Экономический анализ: теория и практика", 2009, N 25
КОНКУРЕНТНО-ИНТЕГРАЦИОННЫЙ БЕНЧМАРКИНГ В УСЛОВИЯХ
СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В РОССИИ
В данной статье рассматриваются основные параметры сегмента розничной торговли в России. Автор производит сравнительный анализ темпов развития данного рынка в целом, а также выделяет продовольственный и непродовольственный сегменты рынка и анализирует характер их взаимодействия и взаимовлияния в период кризиса. Также автором даются рекомендации по повышению конкурентоспособности торговых компаний в период кризиса с применением конкурентно-интегрированного бенчмаркинга.
В настоящее время все отрасли российской экономики находятся под влиянием мирового финансового кризиса. Уровень потребления товаров и услуг постепенно снижается, что приводит к росту конкуренции в отраслях, осложнению предпринимательской деятельности. Сегмент розничной торговли не является исключением. Проанализируем его современное состояние в условиях воздействия негативных кризисных тенденций на отрасль.
Для этого в первую очередь обратимся к данным табл. 1.
Таблица 1
Динамика оборота розничной торговли
----------------------T-----------------T---------------------------------¬
¦ ¦ ¦ В % к ¦
¦ ¦ +-----------------T---------------+
¦ Период ¦ Млрд руб. ¦ соответствующему¦ предыдущему ¦
¦ ¦ ¦ периоду ¦ периоду ¦
¦ ¦ ¦ предыдущего года¦ ¦
+---------------------+-----------------+-----------------+---------------+
¦ 2008 г. ¦
+---------------------T-----------------T-----------------T---------------+
¦Январь ¦ 937,9 ¦ 116,3 ¦ 74,7 ¦
+---------------------+-----------------+-----------------+---------------+
¦Февраль ¦ 958,0 ¦ 118,0 ¦ 101,1 ¦
+---------------------+-----------------+-----------------+---------------+
¦Январь - февраль ¦ 1 895,9 ¦ 117,2 ¦ ¦
+---------------------+-----------------+-----------------+---------------+
¦Март ¦ 1 042,5 ¦ 115,8 ¦ 107,4 ¦
+---------------------+-----------------+-----------------+---------------+
¦I квартал ¦ 2 938,4 ¦ 116,7 ¦ 87,0 ¦
+---------------------+-----------------+-----------------+---------------+
¦Апрель ¦ 1 069,9 ¦ 114,3 ¦ 101,1 ¦
+---------------------+-----------------+-----------------+---------------+
¦Май ¦ 1 108,6 ¦ 114,7 ¦ 102,2 ¦
+---------------------+-----------------+-----------------+---------------+
¦Июнь ¦ 1 131,6 ¦ 114,1 ¦ 101,2 ¦
+---------------------+-----------------+-----------------+---------------+
¦II квартал ¦ 3 310,1 ¦ 114,4 ¦ 108,4 ¦
+---------------------+-----------------+-----------------+---------------+
¦I полугодие ¦ 6 248,5 ¦ 115,5 ¦ ¦
+---------------------+-----------------+-----------------+---------------+
¦Июль ¦ 1 179,7 ¦ 114,9 ¦ 103,8 ¦
+---------------------+-----------------+-----------------+---------------+
¦Август ¦ 1 223,2 ¦ 114,1 ¦ 103,4 ¦
+---------------------+-----------------+-----------------+---------------+
¦Сентябрь ¦ 1 237,3 ¦ 114,3 ¦ 100,4 ¦
+---------------------+-----------------+-----------------+---------------+
¦III квартал ¦ 3 640,2 ¦ 114,5 ¦ 108,0 ¦
+---------------------+-----------------+-----------------+---------------+
¦Январь - сентябрь ¦ 9 888,7 ¦ 115,1 ¦ ¦
+---------------------+-----------------+-----------------+---------------+
¦Октябрь ¦ 1 272,0 ¦ 112,4 ¦ 101,6 ¦
+---------------------+-----------------+-----------------+---------------+
¦Ноябрь ¦ 1 238,9 ¦ 108,0 ¦ 96,6 ¦
+---------------------+-----------------+-----------------+---------------+
¦Декабрь ¦ 1 453,6 ¦ 104,8 ¦ 116,7 ¦
+---------------------+-----------------+-----------------+---------------+
¦IV квартал ¦ 3 964,5 ¦ 108,2 ¦ 106,3 ¦
+---------------------+-----------------+-----------------+---------------+
¦Год ¦ 13 853,2 ¦ 113,0 ¦ ¦
+---------------------+-----------------+-----------------+---------------+
¦ 2009 г. ¦
+---------------------T-----------------T-----------------T---------------+
¦Январь ¦ 1 078,5 ¦ 103,1 ¦ 73,4 ¦
+---------------------+-----------------+-----------------+---------------+
¦Февраль ¦ 1 050,1 ¦ 97,6 ¦ 95,7 ¦
+---------------------+-----------------+-----------------+---------------+
¦Январь - февраль ¦ 2 128,6 ¦ 100,3 ¦ ¦
L---------------------+-----------------+-----------------+----------------
Источник: На основании данных Федеральной службы статистики <1>.
--------------------------------
<1> Федеральная служба государственной статистики. Торговля и услуги населению. 2009. URL: http://www.gks.ru/bgd/free/b09_00/IssWWW.exe/Stg/d02/3-1.htm.
Как видно из данных, представленных в табл. 1, последний квартал 2008 г., а также начало 2009 г. демонстрируют постепенное снижение оборотов розничной торговли в России. Если до этого отрасль демонстрировала стабильный рост в каждом отчетном периоде по сравнению с предыдущим, то февраль 2009 г. стал первым месяцем, в котором обороты рынка даже снизились по сравнению с аналогичным месяцем 2008 г. на 2,4%. Такое понижение только на первый взгляд кажется незначительным, однако, если обратить внимание на то, что на протяжении 2008 г. рынок каждый месяц "прибавлял" в среднем 13 - 14%, можно согласиться, что снижение оборотов рынка на 2,4% - свидетельство значительных проблем в отрасли.
Таким образом, на рассматриваемом рынке наблюдается отчетливый нисходящий тренд, основной причиной которого являются глобальные экономические проблемы.
В целом динамика развития рынка может быть представлена следующим образом (рис. 1).
Динамика развития сегмента розничной торговли в России
за период 2008 - 2009 гг. (в процентном выражении,
составлено автором)
120 T---¬
¦ 116,7 ¦
¦ ------¬ ¦
115 +---+ +--------114,4---------114,5--------------------------------+
¦ ¦ ¦ ------¬ ------¬ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
110 +---+ +-------+ +-------+ +-------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 108,2 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ------¬ ¦
105 +---+ +-------+ +-------+ +-------+ +-----------------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 100,3 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ------¬ ¦
100 +---+ +-------+ +-------+ +-------+ +-------+ +---+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
95 +---+ +-------+ +-------+ +-------+ +-------+ +---+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
90 +---+-----+---T---+-----+---T---+-----+---T---+-----+---T---+-----+---+
I кв. 2008 II кв. 2008 III кв. 2008 IV кв. 2008 Янв. - февр.
2009
--¬
¦ ¦ В % к соответствующему периоду предыдущего года.
L--
Рис. 1
При этом следует отметить, что снижение оборотов рынка совпало с началом мирового финансового кризиса (последний квартал 2008 г.), что напрямую подтверждает наше предположение о том, что причиной наблюдаемых нами в розничной торговле явлений является именно негативное воздействие мирового кризиса.
Однако если рассматривать динамику рынка не в процентном, а в абсолютном выражении, следует заметить, что тренды не будут совпадать (рис. 2). Несмотря на замедление темпов роста, в абсолютном выражении рынок сохранил тенденцию к росту. При этом даже значительное падение оборотов в начале 2009 г. по сравнению с концом 2008 г. не должно служить основанием для поспешных выводов. Причиной такого падения является в первую очередь несопоставимость представленных данных, так как остальные показатели на рис. 2 демонстрируют квартальные значения оборота, т.е. совокупный оборот за 3 месяца, а не за 2, как в случае с январем - февралем 2009 г. Также следует учитывать, что последний квартал 2008 г. включает в себя обороты предновогоднего периода, когда количество покупок в розничной торговле существенно растет. Представляется вполне логичным, что после "новогоднего бума" наступит определенная коррекция, которая проявится в снижении рыночных оборотов.
Динамика развития сегмента розничной торговли в России
за период 2008 - 2009 гг. (в абсолютном выражении,
составлено автором)
4000 T---------------------------------------------3964,5-----------------¬
¦ 3640,2 ------¬ ¦
¦ ------¬ ¦ ¦ ¦
3500 +-------------------------------+ +------+ +-----------------+
¦ 3310,1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ------¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
3000 +----2938,4-------+ +-------+ +------+ +-----------------+
¦ ------¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
2500 +---+ +-------+ +-------+ +------+ +-----------------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2128,6 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ------¬ ¦
2000 +---+ +-------+ +-------+ +------+ +-------+ +---+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
1500 +---+ +-------+ +-------+ +------+ +-------+ +---+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
1000 +---+ +-------+ +-------+ +------+ +-------+ +---+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
500 +---+ +-------+ +-------+ +------+ +-------+ +---+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
0 +---+-----+---T---+-----+---T---+-----+---T--+-----+---T---+-----+---+
I кв. 2008 II кв. 2008 III кв. 2008 IV кв. 2008 Янв. - февр.
2009
--¬
¦ ¦ млрд руб.
L--
Рис. 2
Кроме того, следует проследить также, какие сегменты розничного сектора оказались в большей степени подвержены кризисным настроениям. Для этого проанализируем соотношение продовольственных и непродовольственных товаров в структуре розничной торговли России за аналогичный период (табл. 2).
Таблица 2
Динамика оборота розничной торговли пищевыми продуктами,
включая напитки, и табачными изделиями,
непродовольственными товарами
------------T-----------------------------------T-----------------------------------¬
¦ ¦ Пищевые продукты, включая напитки,¦ Непродовольственные товары ¦
¦ ¦ и табачные изделия ¦ ¦
¦ +------T----------------------------+------T----------------------------+
¦ Период ¦ ¦ в % к ¦ ¦ в % к ¦
¦ ¦ млрд +----------------T-----------+ млрд +----------------T-----------+
¦ ¦ руб. ¦соответствующему¦предыдущему¦ руб. ¦соответствующему¦предыдущему¦
¦ ¦ ¦ периоду ¦ периоду ¦ ¦ периоду ¦ периоду ¦
¦ ¦ ¦предыдущего года¦ ¦ ¦предыдущего года¦ ¦
+-----------+------+----------------+-----------+------+----------------+-----------+
¦ 2008 г. ¦
+-----------T------T----------------T-----------T------T----------------T-----------+
¦Январь ¦ 427,5¦ 111,7 ¦ 74,1 ¦ 510,4¦ 120,1 ¦ 75,1 ¦
+-----------+------+----------------+-----------+------+----------------+-----------+
¦Февраль ¦ 436,4¦ 111,3 ¦ 100,4 ¦ 521,6¦ 123,8 ¦ 101,6 ¦
+-----------+------+----------------+-----------+------+----------------+-----------+
¦Январь - ¦ 863,9¦ 111,5 ¦ ¦1032,0¦ 121,9 ¦ ¦
¦февраль ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------+------+----------------+-----------+------+----------------+-----------+
¦Март ¦ 477,6¦ 109,6 ¦ 107,3 ¦ 564,9¦ 121,1
Статья: Методология использования теории о жизненных циклах при определении инвестиционной привлекательности предприятия (Гаврилюк О.И.) ('Экономический анализ: теория и практика', 2009, n 25)  »
Читайте также