Статья: обеспечение информационной безопасности при расчетах в системе интернет-банкинга (лукин и.в., сухобоченков с.е., ревенков п.в.) ("расчеты и операционная работа в коммерческом банке", 2009, n 4)
"Расчеты и операционная работа в
коммерческом банке", 2009, N 4
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАСЧЕТАХ В СИСТЕМЕ ИНТЕРНЕТ-БАНКИНГА Нет большей мудрости, чем своевременность Фрэнсис Бэкон В статье <1> рассматриваются основные угрозы информационной безопасности при расчетах с использованием систем интернет-банкинга. Приведены рекомендации по предотвращению рассматриваемых угроз, а также положения ряда документов Банка России, имеющих прямое отношение к обеспечению информационной безопасности и поддержанию непрерывности выполнения банковских операций при использовании систем интернет-банкинга. -------------------------------- <1> Настоящая статья выражает исключительно мнение авторов и не отражает позицию Банка России. На протяжении последних 15 лет системы дистанционного банковского обслуживания (ДБО) стали широко применяться в российских кредитных организациях. Их основными достоинствами являются: - существенная экономия времени за счет исключения необходимости посещать банк лично; - возможность 24 часа в сутки контролировать собственные счета; - оперативно реагировать на изменения ситуации на финансовых рынках. Наиболее востребованным видом ДБО у клиентов является интернет-банкинг, который позволяет управлять своими банковскими счетами и картами через сеть Интернет в онлайн-режиме. Помимо уже перечисленных выше достоинств систем ДБО, к достоинствам интернет-банкинга можно добавить то, что работа с этой системой не имеет привязки к месту - достаточно иметь доступ к сети Интернет и веб-браузер <2>. -------------------------------- <2> Веб-браузер - приложение на компьютере, которое применяется для доступа к веб-страницам в Интернете. Веб-браузер запрашивает, загружает и отображает веб-страницы при переходе с одного интернет-сайта на другой. Сегодня в России самым популярным веб-браузером является Internet Explorer. Во многих зарубежных источниках интернет-банкинг определяют как способ управления своим счетом через сеть Интернет, таким образом делая акцент на операционной составляющей. Но если рассматривать этот способ ДБО с позиций риск-фокусированного надзора, то становится очевидным, что такой подход не учитывает весь спектр возможных рисков при использовании кредитными организациями систем интернет-банкинга. В Письме ЦБ РФ от 31.03.2008 N 36-Т "О Рекомендациях по организации управления рисками, возникающими при осуществлении кредитными организациями операций с применением систем интернет-банкинга" (далее - Письмо N 36-Т) дается более полное определение этого вида ДБО. В нем интернет-банкинг определяется как способ дистанционного банковского обслуживания клиентов, осуществляемого кредитными организациями в сети Интернет (в том числе через веб-сайт(ы) в сети Интернет) и включающего информационное и операционное взаимодействие с ними. Данное определение является более точным, так как учитывает не только операционную, но и информационную составляющую данного вида ДБО. Еще совсем недавно (не более 10 лет назад) в России насчитывалось несколько десятков банков, которые использовали свои веб-сайты только в маркетинговых целях, предоставляя клиентам информацию относительно банковских услуг и обслуживания (информационный интернет-банкинг). При наличии уязвимостей веб-сайтов кредитные организации подвергаются различным рискам (например, намеренное искажение представляемой информации). В случае информационного интернет-банкинга на веб-сайтах кредитных организаций компьютерные злоумышленники могут размещать ссылки на фальшивые веб-сайты, созданные с целью выманивая у клиентов конфиденциальной информации (сведения о состоянии счетов, пароли и номера кредитных карт и т.д.). В настоящее время почти все банки предоставляют операционный (транзакционный) интернет-банкинг, где клиенты могут управлять своим счетом посредством сети Интернет. Данный уровень интернет-банкинга подразумевает наличие непосредственной связи с сервером и внутренней вычислительной сетью банка или обслуживающей его организации (в случае аутсорсинга). По сравнению с информационным у операционного интернет-банкинга риски намного выше. В связи с этим на вооружении кредитной организации должны находиться более сложные средства обеспечения информационной безопасности (ИБ), а также разработанные и реально действующие планы по поддержанию непрерывности выполнения операций, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций (пожары, наводнения и т.д.). Угрозы информационной безопасности Приведем основные угрозы ИБ при осуществлении расчетов с помощью систем интернет-банкинга: - несанкционированный доступ (НСД) к секретной или конфиденциальной информации как банка, так и клиента; - представление себя в качестве другого лица с целью уклонения от ответственности, либо отказа от обязательств, либо с целью использования прав другого лица для: отправки фальсифицированного электронного сообщения (ЭС) на проведение банковской операции; искажения имеющейся информации; НСД с помощью фальсификации или кражи идентификационных данных или их носителей; фальсифицированной авторизации транзакций или их подтверждения; - уклонение от ответственности за созданные электронные сообщения; - фальсификация источника ЭС или степени ответственности, например, заявление о получении некоторого ЭС от другого абонента, хотя на самом деле ЭС было создано самим нарушителем; - фальсификация времени отправки или самого факта отправки ЭС; - отрицание факта получения ЭС или искажение сведений о времени его получения; - расширение своих полномочий нарушителем, например, на получение доступа к определенным информационным ресурсам БАС, создание ЭС в системе интернет-банкинга и т.д.; - несанкционированное создание учетных записей или изменение (ограничение или расширение) полномочий других пользователей системы интернет-банкинга; - внедрение в линию связи между другими участниками расчетов в системе интернет-банкинга в качестве активного тайного ретранслятора; - слежение за особенностями информационного обмена и анализ различных характеристик (объекты и субъекты доступа, время доступа и пр.) передаваемых данных; - дискредитация защищенного протокола информационного взаимодействия, например, путем разглашения сведений, которые согласно этому протоколу должны храниться в секрете; - изменение функций программного обеспечения (обычно с помощью добавления скрытых функций); - провоцирование других участников информационного взаимодействия в системе интернет-банкинга на нарушение правил обмена электронными сообщениями, например, путем предоставления неправильной информации; - препятствование взаимодействию других абонентов, например, с помощью организации DoS-атак <1>, или прекращение легального сеанса как якобы нелегального и пр. -------------------------------- <1> DoS-атака (от англ. Denial of Service - отказ в обслуживании) и DDoS-атака (от англ. Distributed Denial of Service - распределенный отказ в обслуживании) - это разновидности атак на вычислительную систему. Цель этих атак - довести систему до отказа, то есть создание таких условий, при которых легитимные (правомерные) пользователи системы не могут получить доступ к предоставляемым системой ресурсам либо этот доступ затруднен. Предотвращение угроз информационной безопасности Предотвратить проявление вышеназванных угроз возможно, только имея отлаженную систему обеспечения ИБ. Так, например, если сравнить случаи, когда клиент связывается с банком по коммутируемой линии, приходящей на модемный пул банковского узла связи, и когда такая же связь устанавливается по IP-протоколу через Интернет, то в первом случае максимально возможное количество подключений ограничивается техническими характеристиками модемного пула, во втором же - возможностями Интернета, которые могут быть существенно масштабней. Более того, сетевой адрес банка чаще всего является общедоступной информацией, а вот телефонные номера модемного пула сообщаются, как правило, заинтересованным лицам. Следовательно, открытость банка, чья информационная система связана с Интернетом, значительно выше, чем в первом случае. В таких случаях возникает необходимость пересмотра подходов к обеспечению ИБ банка. Кредитным организациям, предоставляющим доступ к банковской автоматизированной системе (БАС) через Интернет, следует заново провести анализ рисков и скорректировать план защиты БАС с учетом новой "модели нарушителя", а также план поддержания непрерывности выполнения банковских операций, ликвидации последствий, возникающих в случае тех или иных нарушений конфиденциальности, сохранности и доступности информации. Способы обеспечения информационной безопасности Существуют два подхода к проблеме обеспечения ИБ: фрагментарный и комплексный. Фрагментарный подход направлен на противодействие четко определенным угрозам в заданных условиях. В качестве примеров реализации такого подхода можно указать отдельные средства управления доступом, автономные средства шифрования, специализированные антивирусные программы и т.п. Достоинством такого подхода является высокая избирательность в отношении конкретной угрозы. Однако есть и существенный недостаток - отсутствие единой защищенной среды обработки информации. Фрагментарные меры ИБ обеспечивают защиту конкретных объектов БАС только от конкретной угрозы. Даже небольшое видоизменение угрозы ведет к потере эффективности защиты. Комплексный подход ориентирован на создание защищенной среды обработки информации в БАС, объединяющей в единый комплекс различные меры противодействия угрозам ИБ. Организация защищенной среды обработки информации позволяет гарантировать определенный уровень ИБ, что является достоинством комплексного подхода. К недостаткам этого подхода можно отнести: - определенные ограничения на свободу действий пользователей информационных ресурсов БАС; - чувствительность к ошибкам установки и настройки средств защиты; - сложность управления. Комплексный подход применяют для защиты информационных ресурсов большого объема (или небольшого, но при этом информация имеет особую важность для ее владельца). Нарушение в обеспечении ИБ кредитных организаций может нанести огромный материальный ущерб как самим банкам, так и их клиентам. Поэтому кредитные организации вынуждены уделять особое внимание гарантиям безопасности и реализовывать комплексную защиту. Комплексного подхода придерживаются большинство государственных и крупных коммерческих предприятий и учреждений. Комплексный подход к проблеме обеспечения безопасности охватывает все особенности процесса обработки информации, определяя поведение системы в различных ситуациях, и основан на разработанной для конкретной кредитной организации политике безопасности, которая регламентирует эффективную работу всех составляющих комплекса мероприятий по обеспечению ИБ в кредитной организации. Надежная система обеспечения ИБ не может быть создана без эффективной политики сетевой безопасности, включая отдельные требования по защите информации, входящей в информационный контур ДБО. Для защиты интересов субъектов информационных отношений необходимо сочетать меры следующих уровней: - законодательного (стандарты, законы, нормативные акты и т.п.); - административно-организационного (действия общего характера, предпринимаемые руководством кредитной организации, и конкретные меры обеспечения ИБ); - программно-технического (конкретные технические меры обеспечения ИБ). Меры законодательного уровня очень важны для обеспечения ИБ. К этому уровню относится комплекс мер, направленных на создание и поддержание в обществе негативного отношения к нарушениям и нарушителям ИБ. Как область деятельности ИБ - дело относительно новое. Поэтому важно не только запрещать и наказывать, но и учить, разъяснять, помогать. Участники информационного обмена, особенно при осуществлении банковских операций через Интернет, должны осознавать важность данной проблематики, понимать основные пути решения соответствующих проблем. Меры административно-организационного уровня. Руководство кредитной организации должно сознавать необходимость поддержания режима безопасности и выделять на эти цели соответствующие ресурсы. Основой мер защиты административно-организационного уровня являются политика безопасности и комплекс организационных мер. К комплексу организационных мер относятся меры безопасности, реализуемые персоналом кредитной организации. Выделяют следующие группы организационных мер: - управление персоналом; - физическая защита; - поддержание работоспособности системы обеспечения ИБ; - реагирование на нарушения режима безопасности; - планирование восстановительных работ. Для каждой группы в каждой кредитной организации должен существовать набор регламентов, определяющих действия персонала. Меры и средства программно-технического уровня особенно важны для поддержания должного уровня ИБ, поскольку основная угроза компьютерным системам исходит от них самих: неисправности и выход из строя оборудования, сбои в работе программного обеспечения, ошибки пользователей, а также администраторов сети и администраторов ИБ и т.п. В рамках современных информационных систем должны быть доступны следующие механизмы безопасности: - идентификация и проверка подлинности пользователей; - управление доступом; - протоколирование и аудит; - криптография; - экранирование; - обеспечение высокой доступности. Банковские автоматизированные системы кредитных организаций почти всегда построены на основе программных и аппаратных продуктов различных производителей. Пока нет ни одной компании-разработчика, которая предоставила бы потребителю полный перечень средств (от аппаратных до программных) для построения защищенной БАС. Чтобы обеспечить в разнородной БАС надежную защиту информации, требуются специалисты высокой квалификации, которые должны отвечать за безопасность каждого компонента БАС: правильно их настраивать, постоянно отслеживать происходящие изменения, контролировать работу пользователей. Очевидно, что чем разнороднее БАС, тем сложнее обеспечить ее безопасность. Изобилие в корпоративных сетях и системах устройств защиты, межсетевых экранов (МЭ), шлюзов и VPN, а также растущий спрос на доступ к корпоративным данным со стороны сотрудников, клиентов и заказчиков приводят к созданию сложной среды защиты, трудной для управления. Принятое кредитной организацией решение безопасности должно гарантировать защиту на всех платформах (при наличии удаленной филиальной сети) в рамках одной кредитной организации. Поэтому вполне очевидна потребность в применении единого набора стандартов как поставщиками средств защиты, так и кредитными Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Июнь
|